Административные процедуры осуществляют госорганы и иные организации по заявлениям граждан, юрлиц и ИП в соответствии:

— с Перечнем административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан <*>;

— Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <*>.

Обращаем внимание, что уполномоченные органы, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, определены законодательными актами <*>, постановлениями Совмина и прямо предусмотрены в Перечнях N 200 и N 156. Таким образом, не указанные в данных НПА госорганы и иные организации не вправе осуществлять административные процедуры, а также взимать плату за их осуществление <*>.

В Законе N 433-З приведены основные термины и их определения, в том числе дано определение понятию «административное решение» <*>, предусмотрены требования к его форме и содержанию <*>.

Так, административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры, принятое в письменной либо электронной форме, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, должно содержать <*>:

дату и регистрационный номер административного решения;

наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение;

сведения о заинтересованном лице (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) — для гражданина; наименование и место нахождения — для юридического лица);

суть принятого административного решения;

правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения — в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица;

правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения — в случае отказа в осуществлении административной процедуры;

должность, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения, — при принятии административного решения в письменной форме;

должность, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения, и (или) его электронную цифровую подпись — при принятии административного решения в электронной форме.

Данные требования к содержанию административного решения должностные лица уполномоченных органов в своей практической деятельности часто игнорируют.

К письменной форме административного решения приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур.

Республиканским органам госуправления предоставлено право устанавливать типовые формы справок, выдаваемых заинтересованным лицам, в отношении административных процедур, осуществляемых этими органами и подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, если формы таких справок не установлены законодательными актами и постановлениями Совмина <*>.

По нашему мнению, в случае принятия административного решения в виде справки типовой формы, утвержденной в установленном НПА порядке, требования к ее содержанию, определенные Законом N 433-З, могут не применяться.

Один из важных моментов, на который хотелось бы обратить внимание руководителя организации, — это соблюдение сроков осуществления административных процедур.

Так, днем окончания осуществления административной процедуры считается день принятия административного решения <*>.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений <*>:

— об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;

— об осуществлении административной процедуры;

— об отказе в осуществлении административной процедуры.

По общему правилу срок осуществления административной процедуры не может превышать пятнадцати дней, а в случае направления уполномоченным органом запроса в другие госорганы, иные организации — одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совмина <*>.

Необходимо обратить внимание, что установлен особый срок для отказа в принятии заявления заинтересованного лица и принятия соответствующего административного решения, который составляет три рабочих дня со дня регистрации такого заявления <*>.

Таким образом, при принятии административных решений об осуществлении или отказе в осуществлении административной процедуры необходимо руководствоваться сроками, определенными в Перечнях N 200 и N 156.

Также необходимо обратить внимание руководителя на прямой запрет требовать от заинтересованных лиц представления документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством об административных процедурах <*>. Например, при осуществлении административной процедуры уполномоченный орган требует от граждан представление справки о возмещении затрат по газификации жилого дома. Данное требование противоречит положениям как п. 10.3 Перечня N 200, так и ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Директивы N 2.

Кроме того, запрещено требовать от заинтересованного лица документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, которые в соответствии с законодательством об административных процедурах запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно. Вместе с тем заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить такие документы и (или) сведения <*>.

Например, для осуществления административной процедуры, предусмотренной п. 1.1.16 Перечня N 200 (принятие решения о сносе непригодного для проживания жилого дома), запрещено требовать от заинтересованного лица представления справки о месте жительства и составе семьи.

Отдельного внимания заслуживает вопрос рассмотрения административной жалобы в административном (внесудебном) порядке.

Для рассмотрения административной жалобы установлен максимальный месячный срок со дня ее регистрации <*>. Орган, рассматривающий жалобу, принимает одно из следующих решений <*>:

— об оставлении административной жалобы без рассмотрения;

— об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;

— об отмене административного решения и принятии нового административного решения;

— о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.

Требования к форме и содержанию решения по административной жалобе (даже при единоличном рассмотрении), содержатся в ст. 40 Закона N 433-З. Так, решение по административной жалобе принимается в письменной форме, и в нем должны содержаться:

— дата и регистрационный номер решения;

— наименование органа, рассматривающего жалобу;

— сведения о лице, подавшем административную жалобу;

— дата и регистрационный номер обжалуемого административного решения, принятого в письменной форме;

— наименование уполномоченного органа, принявшего административное решение;

— суть обжалуемого административного решения;

— основания, по которым лицо, подавшее административную жалобу, считает обжалуемое административное решение неправомерным, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении административной жалобы;

— правовые основания и суть принятого решения по административной жалобе;

— подпись работника органа, рассматривающего жалобу, к компетенции которого относится подписание такого решения.

Все вышеуказанные требования законодательства обязательны для соблюдения, однако практика показывает, что часто они игнорируются работниками, которые ответственны за подготовку соответствующих документов.

За нарушение законодательства об административных процедурах руководители и иные работники уполномоченного органа, других госорганов и иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательными актами <*>.

Также за нарушение порядка ведения делопроизводства по административным процедурам, определенного Инструкцией о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам, ответственный работник организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, требование представить для осуществления административной процедуры документы или сведения, не предусмотренные законодательством, рассматривается в качестве грубого нарушения работником своих должностных обязанностей <*>.

Таким образом, только неукоснительное соблюдение требований законодательства является гарантией законности деятельности уполномоченного органа при осуществлении им административных процедур, а также соблюдения прав заинтересованных лиц.