Наталья Кондратенко

начальник главного управления налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


Cостоялся круглый стол «Ресурсные платежи: практика применения законодательства в 2020 году», организованный МНС и Ассоциацией налогоплательщиков при участии ООО «ЮрСпектр». Наталья Олеговна Кондратенко рассказала о нюансах исчисления в 2020 году налога на недвижимость и экологического налога. Она ответила на вопросы участников. Приводим основные моменты выступления.

Порядок исчисления налога на недвижимость

Одним из объектов налогообложения являются капстроения, полученные организациями в аренду от физлиц (в том числе ИП) <*>. В отношении них плательщиком признаются организации-арендаторы <*>. Правила определения налоговой базы по таким объектам налогообложения прямо прописаны в п. 2 ст. 229 НК и в Указе N 187.

Существует несколько последовательных методов определения стоимости капстроений, полученных в аренду от физлиц, исходя из которой исчисляется налог на недвижимость в 2020 году.

1. Можно использовать (при наличии у арендатора либо физлица (собственника)) оценку капстроения, произведенную органами БТИ на 1 января 2020 года. Такая оценка проводится за счет бюджетных средств, поэтому в настоящее время оценивается малое количество объектов.

2. Арендатор или физлицо может заказать оценку капстроения по рыночной стоимости на 1 января 2020 года у профессионального оценщика. Это может быть БТИ или любая аттестованная в этой сфере деятельности организация или ИП.

3. Когда такой оценки нет, то имеется две возможности определения стоимости <*>:

— если договор аренды длящийся и налог на недвижимость в прошлом году исчислялся, то налоговая база определяется исходя из налоговой базы прошлого года. И она индексируется на коэффициент переоценки зданий на 1 января 2020 года.

Такие коэффициенты устанавливаются ежегодно Минстройархитектуры;

 если капстроение ранее не было в аренде и налоговая база прошлого года отсутствует, то применяется следующий порядок. Берем стоимость 1 кв. м типового здания на 1 января 2013 года, которая соответствует типу капстроения и его местонахождению, и осовремениваем с помощью коэффициентов переоценки зданий начиная с 2014 года и до текущего года. А затем умножаем на площадь капстроения из договора аренды.

Правила определения налоговой базы при аренде у физлиц действуют давно. Вместе с тем ошибки до сих пор допускаются. Некоторые плательщики, например, забывают сравнивать рассчитанную указанными методами стоимость арендованных капстроений с их стоимостью по договору аренды. По НК налоговой базой признается наибольшая из стоимостей <*>.

И еще такой случай. Организация не знала, что ей нужно исчислять налог на недвижимость по объекту, арендованному у физлица. К ней пришла налоговая проверка и насчитала налог исходя из правил по Указу N 187. После завершения проверки организация сделала оценку объекта у профессионального оценщика. И попросила использовать рассчитанную таким образом стоимость в качестве налоговой базы. В этом случае полученная оценка объекта налогообложения не используется. Уточненная декларация за проверенный период после проведения налоговой проверки не принимается <*>.

Физлицо (арендодатель) за все годы аренды самостоятельно делало оценку переданного в аренду капстроения, а с этого года прекратило это делать. Исходя из какой стоимости капстроения теперь арендатору рассчитывать налог на недвижимость за 2020 год?

В данной ситуации применяется порядок по Указу N 187. В качестве налоговой базы можно взять налоговую базу прошлого года. То есть налог на недвижимость за 2020 год по арендованному у физлица капстроению исчисляется из его стоимости (налоговой базы), указанной в декларации за 2019 год. Эта стоимость корректируется на коэффициент переоценки зданий, установленный Минстройархитектуры на 1 января 2020 года.

Порядок применения льготы по жилфонду. С 2019 года освобождаются от обложения налогом на недвижимость капстроения государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности <*>. Никакие иные категории жилфонда для организаций в НК не прописаны и не льготируются. Ранее до 2019 года была норма о том, что организации, взявшие в аренду у физлица объекты жилфонда, также могли применять льготу, как и по своим собственным объектам жилфонда.

Следует отметить, что льготированию подлежат только те объекты жилфонда, в которых обязательно проживают физлица. Если такие объекты пустующие, освобождение не применяется. Подтвердить проживание можно любым документом. По законодательству никаких ограничений нет. В качестве подтверждения могут применяться договоры аренды помещений, приказы о заселении работника в жилфонд, документ о возмещении физлицом коммунальных расходов, а также любой иной документ, подтверждающий факт проживания физлиц.

Когда в жилое помещение организации заселяется физлицо, оформляется какой-либо документ, например, заключается договор аренды или безвозмездного пользования. В НК есть норма о том, что право на льготы, установленные в п. 1 ст. 228 НК, теряется при сдаче капстроений в аренду. Однако для жилфонда сделано исключение. При его сдаче в аренду освобождение от налога на недвижимость сохраняется <*>.

Сохраняются ли льготы по налогу на недвижимость, предоставленные резидентам СЭЗ, в случае сдачи в аренду объектов налогообложения?

В п. 2 ст. 228 НК говорится об аренде капстроений, освобожденных от налога на недвижимость согласно п. 1 ст. 228 НК. А в отношении резидентов СЭЗ действуют и применяются специальные нормы налогообложения, установленные п. 4 ст. 383 НК. При этом подп. 4.1 этого пункта установлено ограничение — льготы по объектам СЭЗ не применяются в отношении взятых и (или) сданных (переданных) резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование. Таким образом, для резидентов СЭЗ установлена специальная норма об утрате льготы по сданным в аренду капстроениям.

Банк получил в качестве отступного жилой дом, в котором прописаны физлица. Жилой дом признается объектом обложения налогом на недвижимость. Может ли банк применять льготу по данному дому?

Налоговая льгота применяется при наличии подтверждения, что жилой дом используется для проживания физлиц <*>.

Порядок исчисления экологического налога

На 2020 год ставки экологического налога установлены Указом от 31.12.2019 N 503, а не приложениями к НК.

Плательщиками экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются организации, которые получили соответствующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ или комплексные природоохранные разрешения (далее — разрешения) <*>.

В разрешениях устанавливают объем выбросов по всем классам опасности: первый, второй, третий, четвертый и без класса опасности. Если у организации в разрешении установлено больше 3 тонн выбросов, она является плательщиком экологического налога. Но если по факту выброшено менее 3 тонн, организация в этом году экологический налог не уплачивает <*>.

В объем выбросов включаются все выбросы в целом по организации, включая ее филиалы и структурные подразделения. Показатель «3 тонны в год» используется для признания плательщиком, и в случае превышения его значения экологическим налогом облагаются только выбросы второго, третьего и четвертого класса опасности. По веществам первого класса опасности и без класса опасности ставки экологического налога не определены, соответственно, по этим веществам экологический налог не исчисляется <*>.

В последнее время на проверках уделяется большое внимание правильности исчисления и уплаты экологического налога и участились случаи допущения нарушений в отношение налога за хранение отходов производства. Есть два случая, когда экологический налог по этому объекту налогообложения не исчисляется:

1) по отходам производства в целях накопления количества, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов <*>.

При этом в инструкции по обращению с отходами должно быть указано количество отходов, которые можно хранить до накопления одной транспортной единицы. Если хранить меньше или равное установленному объему количество, экологический налог не уплачивается. Если эта величина превышена, появляется объект налогообложения;

2) по отходам производства, которые хранятся на объектах их обезвреживания и (или) использования, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов (далее — регламент) <*>.

Т.е., если есть объект по использованию каких-либо отходов производства, например опилок, и регламентом предусмотрена переработка или использование 10 тонн в год этих опилок, экологический налог не исчисляется только с этих 10 тонн. Если организация закупила или произвела и хранит более 10 тонн в год опилок, объект экологического налога появляется независимо от того, что в дальнейшем эти отходы организация будет использовать или перерабатывать.

Также следует обращать внимание на то, установлена ли регламентом какая-либо мощность такого объекта, т.е. сколько в год может быть использовано (переработано) отходов производства. Бывают ситуации, когда объект обезвреживания и (или) использования отходов производства есть, регламент к нему есть, но показателя его мощности в регламенте нет. Это значит, что количество отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, равно нулю и весь объем отходов производства подпадает под налогообложение экологическим налогом.

У организации есть дизель-генератор в резерве. Нужно ли по нему уплачивать экологический налог?

В данном случае целесообразно обратиться в территориальный орган Минприроды для определения необходимости установления нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по нему. Если по имеющемуся дизель-генератору нормативы устанавливать не нужно либо нужно, но они составляют менее 3 тонн в год, экологический налог не уплачивается. Если более 3 тонн в год — уплата налога производится <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex