В целях обеспечения сохранности и восстановления автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги) от проезда по ним тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (далее — ТКТС) 19.06.2019 был принят Указ N 239, основные положения которого вступят в силу с 01.01.2020. С этой же даты действующие в настоящий момент нормы Указа N 613, регулирующие аналогичные правоотношения, утратят силу.

Как и Указ N 613, Указ N 239 устанавливает, что в целях компенсации ущерба, наносимого дорогам при проезде по ним ТКТС, для владельцев (пользователей) ТКТС устанавливается плата за проезд ТКТС по дорогам <*>. При этом нововведением является введение такого определения, как владелец (пользователь) ТКТС. Согласно ч. 2 приложения 1 к Указу N 239 им является юрлицо (физлицо, ИП), указанное в свидетельстве о регистрации транспортного средства (техническом паспорте) в качестве его собственника либо юрлицо (физлицо, ИП), которое владеет и пользуется транспортным средством на ином законном основании.

С 01.01.2020 изменится перечень случаев, в которых вышеуказанная плата не взымается <*>. Как и в настоящее время, будут освобождены от оплаты владельцы (пользователи) транспортных средств, используемых для перевозок грузов в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка или ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществления организациями государственного дорожного хозяйства деятельности по содержанию автомобильных дорог за счет бюджетных средств; перевозок грузов гуманитарной помощи населению Республики Беларусь и других государств. С 01.01.2020 к ним добавятся владельцы (пользователи) колесных тракторов, используемых в сельском хозяйстве, а владельцы (пользователи) транспортных средств, используемых для перевозки сельскохозяйственных грузов автопоездами-зерновозами в составе автомобиля-самосвала МАЗ-6501 и прицепа-самосвала МАЗ-8561, будут исключены из рассматриваемого списка.

Обратите внимание!
В настоящее время ставки платы за проезд ТКТС по дорогам определяются в евро. С 01.01.2020 ставки, размеры платы будут рассчитываться исходя из размера базовой величины <*>. Утверждено Положение о плате за проезд ТКТС по автомобильным дорогам, которое также вступит в силу с 01.01.2020.

Указом N 239 установлены следующие допустимые весовые и габаритные параметры транспортных средств (ТС), проезжающих по дорогам, которые будут применяться с 01.01.2020 <*>:

— допустимые общие массы транспортных средств <*>;

— допустимые осевые массы (суммы осевых масс) транспортных средств <*>;

— допустимые осевые массы транспортных средств, имеющих на оси четыре и более двускатных или односкатных колеса при расстоянии между осями колес более 0,7 м., а также 6 и более колес на оси при расстоянии между осями колес менее 0,7 метра <*>;

— допустимые осевые массы (суммы осевых масс) транспортных средств в период временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств при неблагоприятных погодно-климатических условиях <*>;

— допустимые осевые массы транспортных средств, имеющих на оси четыре и более двускатных или односкатных колеса при расстоянии между осями колес более 0,7 м., а также шесть и более колес на оси при расстоянии между осями колес менее 0,7 м., в период временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств при неблагоприятных погодно-климатических условиях <*>;

— допустимые габариты транспортных средств <*>.

Отмечается, что при необходимости проезда транспортного средства с превышением установленных допустимых весовых и (или) габаритных параметров владелец (пользователь) ТКТС обязан заблаговременно (до начала участия в дорожном движении) получить специальное разрешение или обеспечить его получение лицами, указанными в ч. 2 подп. 1.8 п. 1 Указа N 239. От имени владельца (пользователя) ТКТС разрешение может получить лицо, принимающее непосредственное участие в дорожном движении в качестве водителя ТКТС, либо иное лицо, действующее от имени владельца (пользователя) ТКТС <*>.

Не потребуется специального разрешения в том случае, если <*>:

— ТКТС въехало на территорию Республики Беларусь через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь и превышение допустимой общей массы и (или) допустимой осевой массы (суммы осевых масс) составляет до 10 % включительно;

— Транспортная инспекция разрешила дальнейшее движение задержанного ТКТС при соблюдении определенных условий.

Указ N 239 устанавливает, что при внутриреспубликанской автомобильной перевозке грузов с превышением допустимых весовых параметров для отдельных категорий транспортных средств допускается выдача многоразовых специальных разрешений. Отметим, что в действующем в настоящее время Указе N 613 также говорится о многоразовых разрешениях и приводится перечень транспортных средств, для которых возможна их выдача. С 01.01.2020 этот перечень расширяется — в него будут добавлены грузовые автомобили марки МАЗ-53371 с бортовой платформой, перевозящие сыпучие сельскохозяйственные грузы <*>.