Не у всех автомобилей запасное колесо входит в комплектацию. За его отсутствие водителей не штрафуют. Но остаться на дороге с пробитым или спущенным колесом никому не хочется. Поэтому владельцы автомобилей докупают «запаску» отдельно. Рассмотрим, как отразить в учете приобретение запаски, услугу по ее балансировке, установку ее на автомобиль.

Ситуация

Для использования в своей торговой деятельности организация приобрела автомобиль, в комплектацию которого не входит запасное колесо. В связи с этим дополнительно приобретены диск и шина. Также оплачены услуги сторонней организации по балансировке запасного колеса. Приобретенные шина и диск для запасного колеса имеют те же характеристики, что и стандартные колеса автомобиля. Это позволит автомобилю ездить на «запаске» долгое время.

Что такое «запаска» и ее назначение

Запасное колесо перевозится в автомобиле (в багажнике, под задней частью кузова и т.д.) для замены спущенного, пробитого колеса и тому подобных случаев (далее — поврежденное колесо). В рассматриваемой ситуации «запаска» представляет из себя полноценное колесо, т.е. колесо с аналогичными параметрами, что и штатное. После установки на автомобиль на таком колесе можно ездить достаточно продолжительное время.

Справочно
Запасное колесо может представлять собой так называемую докатку, т.е. колесо, отличающееся от стандартного (штатного) размерами, эксплуатационными параметрами, условиями использования. «Докатка» предназначена для временного использования в ограниченных условиях. Ее используют, как правило, чтоб доехать до ближайшего шиномонтажа. Постоянно на ней ездить нельзя.

Запасное колесо состоит из диска и шины. Они могут приобретаться отдельно друг от друга, как в рассматриваемой ситуации. После установки шины на диск проводится балансировка колеса. Это делается на специальном оборудовании на станции техобслуживания. После балансировки «запаску» можно размещать в автомобиле и использовать в случае необходимости.

Справочно
Требование об оборудовании колес автомобиля соответствующими сезонными шинами распространяется и на запасное колесо <*>. Так, в период с 1 декабря по 1 марта автомобили должны быть оборудованы зимними шинами. То есть в указанный период запасное колесо можно установить на автомобиль взамен поврежденного только в случае, если на «запаске» стоит зимняя шина.

Отражение в учете

Приобретение «запаски»

Диск и шина для запасного колеса приобретались отдельно от автомобиля. По нашему мнению, после установки шины на диск и последующей балансировки запасное колесо представляет собой запасную часть, которая будет использована вместо поврежденного колеса для восстановления работоспособности автомобиля. Исходя из этого запасное колесо учитывается в составе запасов (а именно материалов), не увеличивая первоначальную стоимость автомобиля <*>.

Приобретенные по отдельности диск и шина приходуются на соответствующий субсчет к счету 10 «Материалы», предусмотренному для учета запасных частей (например, субсчет 10-5 «Запасные части»), по фактической себестоимости <*>. Учитывая, что запасное колесо используется только в сборе (диск + шина), полагаем целесообразным отражать в учете диск и установленную на него шину как один актив — «запасное колесо». По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации стоимость услуги по балансировке можно классифицировать как затраты по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию в предусмотренных целях, и, соответственно, включить в фактическую себестоимость запасного колеса <*>. В бухучете операции по приобретению диска, шины, услуг по балансировке целесообразно отразить следующими записями <*>:

Содержание операции Дебет Кредит
Принят к учету приобретенный автомобильный диск 10-5 60
Принята к учету шина 10-5 60
Отражен предъявленный НДС 18 60
Отражена полученная услуга по балансировке колеса 10-5 60
Отражен предъявленный НДС 18 60
Принято к учету запасное колесо (шина + диск + услуга по балансировке) 10-5 10-5
Принят к вычету предъявленный НДС <1> 68 18
———————————

<1> Суммы предъявленного поставщиками, исполнителями НДС принимаются к учету в общеустановленном порядке, то есть после их отражения в бухгалтерском учете, книге покупок (если ее ведение предусмотрено учетной политикой организации), на основании направленного в адрес организации ЭСЧФ, подписанного ЭЦП. Кроме принятия к вычету, предъявленный НДС можно отнести на увеличение стоимости ТМЦ или услуги <*>.

На приобретенную шину организация может вести карточку учета работы автомобильных шин. Отметим, что ведение данных карточек обязательно в том случае, если организация заявила о применении ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» или отдельных его норм, касающихся ведения карточек <*>. Исключение составляют шины, установленные на транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд. ТКП определено, что ведение карточек на такие шины необязательно.

Если организация не заявила о применении ТКП 299-2011 или отдельных его положений, то она не обязана вести карточки учета работы автомобильных шин. Если в процессе работы организации необходимы определенные сведения о шинах (например, о пробеге), она может применять карточки или иные документы по самостоятельно разработанной форме.

Установка «запаски» на автомобиль

Как отмечалось ранее, целью замены поврежденного колеса на запасное является поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Следовательно, затраты организации в размере стоимости запасного колеса, а также услуг сторонней организации (если установка производится на автосервисе) относятся к затратам на поддержание автомобиля в исправном состоянии, т.е. к затратам на его ремонт. В рассматриваемой ситуации автомобиль в своей деятельности использует торговая организация. В бухучете затраты на ремонт она относит на счет 44 «Расходы на реализацию» <*>.

Стоимость колеса списывается на затраты в том отчетном периоде, в котором оно было установлено на автомобиль взамен поврежденного <*>.

В случае установки «запаски» водителем автомобиля основанием для ее списания является ПУД по форме, разработанной организацией и утвержденной ее учетной политикой. Если запаска устанавливалась на автосервисе, основанием будет служить:

— двусторонний ПУД

или

— ПУД, составленный организацией — владельцем автомобиля единолично, если такое оформление предусмотрено договором <*>.

Для налога на прибыль затраты на ремонт включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты по производству и реализации) <*>.

Подлежащее восстановлению (ремонту) снятое с автомобиля поврежденное колесо принимается к учету как отдельный актив — запчасть. Организация самостоятельно оценивает его стоимость исходя из цены возможного использования <*>. В бухучете торговой организации оприходование поврежденного колеса и расходы на его восстановление отражаются следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит
Принято к учету снятое колесо, подлежащее восстановлению 10-5 <2> 44
Отражены расходы на восстановление (ремонт) колеса 44 <3> 60
Отражен предъявленный НДС 18 60
Принят к вычету НДС <4> 68 18
———————————

<2> Стоимость принятого к учету поврежденного колеса уменьшает стоимость затрат на ремонт как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

<3> При налогообложении прибыли включаются в затраты по производству и реализации <*>.

<4> НДС принимается к учету после отражения в бухгалтерском учете, книге покупок (если ее ведение предусмотрено учетной политикой организации) на основании направленного в адрес организации ЭСЧФ, подписанного ЭЦП. Кроме принятия к вычету НДС может быть отнесен на увеличение стоимость услуги <*>.

Возможно, что восстановлению (ремонту) подлежит не все колесо, а отдельная его часть (диск или шина). Она принимается к учету как запчасть на счете 10 (субсчет 10-5) по цене возможного использования. Вторая часть (шина или диск), непригодная к ремонту, относится ко вторичным материальным ресурсам. Шина подлежит утилизации, а диск — сдаче как лом цветных или черных металлов в зависимости от его состава.

Непригодный к ремонту диск принимается к учету по чистой стоимости реализации <*>. Так как отходы черных и цветных металлов подлежат сдаче соответствующим заготовительным организациям, то цена, по которой диск принимается к учету в качестве отходов, определяется как прейскурантная цена, установленная такими организациями (как правило, это ГО «Белвтормет»). Отходы черных и цветных металлов принимаются к учету по дебету счета 10 (субсчет 10-6 «Прочие материалы») и кредиту различных счетов в зависимости от источника образования. В рассматриваемой ситуации это счет 44 <*>.

Что касается непригодной к ремонту шины, отметим следующее. Если организация планирует получить экономическую выгоду от ее использования, она принимается шину к учету по дебету счета 10 (субсчет 10-6) и кредиту счета 44 по чистой стоимости реализации или по цене возможного использования <*>. Но, как правило, при сдаче шин организации несут расходы на утилизацию и не получают доходов от их сдачи. В этом случае шины не могут быть признаны активами и отражаются в количественном выражении.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex