В белорусском праве выделяются 5 самостоятельных ликвидационных процедур юрлиц (речь, прежде всего, идет о коммерческих организациях и некоммерческих организациях, подпадающих под действие Положения о ликвидации). Рассмотрим эти процедуры.

1. Первая процедура — «общая процедура ликвидации» юрлица, предусмотренная гражданским законодательством Республики Беларусь, которая реализуется:

(а) как в добровольном порядке: по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юрлица, уполномоченного уставом (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации),

(б) так и в принудительном порядке: по решению суда, рассматривающего экономические дела (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Характеристиками указанной общей процедуры ликвидации являются:

(а) проведение данной процедуры «специальным органом» юрлица, образуемым органом (лицом), принявшим решение о ликвидации, а именно ликвидационной комиссией (ликвидатором);

(б) осуществление расчета ликвидируемого юрлица по своим обязательствам (долгам) со своими кредиторами. Причем указанный расчет либо является полным, либо в процессе ликвидации юрлица существует возможность указанного полного расчета, которая никем не оспаривается, и «отсутствие полного расчета» вызвано, прежде всего, действиями (бездействием) кредитора юрлица, а не самого ликвидируемого юрлица.

2. Вторая процедураликвидационное производство в рамках процедуры банкротства юрлица.

Базовой характеристикой данной процедуры ликвидации является то, что ликвидация юрлица происходит в связи с его неплатежеспособностью, имеющей или приобретающей устойчивый характер, который приводит к признанию решением суда банкротства такого юрлица с его ликвидацией.

Ликвидационное производство в рамках рассматриваемой процедуры ликвидации юрлица открывается принятием решения суда по данному вопросу и проводится в особом порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, управляющим под полным контролем суда.

3. Третья процедура — «упрощенная ликвидация».

Характеристиками указанной процедуры ликвидации являются:

(а) осуществление ее по решению регистрирующего органа;

(б) необразование «особого органа ликвидации юрлица», а именно ликвидационной комиссии (ликвидатора).

В белорусском праве данная процедура ликвидации:

(а) применяется лишь по отношению к коммерческим организациям и некоммерческим организациям, подпадающим под действие Положения о ликвидации;

(б) присутствует при принятии решения регистрирующим органом по следующим трем основаниям (подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации):

(ба) неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд;

(бб) непринятие собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

(бв) осуществление некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

Особенностью рассматриваемой процедуры ликвидации является то, что юрлицо ликвидируется без выявления дебиторов и кредиторов и хотя бы «какой-либо попытки» расчета с ними.

Исключение составляет бюджет и государственные бюджетные фонды (то есть государство), так как без расчета по налогам, сборам и иным платежам в пользу государства данная процедура ликвидации не применяется.

В результате подобного подхода юрлицо «прощает тех, кому оно само было должно».

Таким образом, интересы государства при такой процедуре ликвидации могут быть не затронуты, однако данная процедура нарушает интересы иных кредиторов юрлица, ликвидируемого в упрощенном порядке, так как даже гипотетически не рассматривается возможность каким-либо образом вернуть им долги со стороны ликвидируемого юрлица.

4. Четвертая процедура«мгновенная ликвидация» юрлица.

Суть данной процедуры заключается:

(а) в отсутствии «особых ликвидационных процедур»;

(б) в необразовании ликвидационной комиссии (неназначении ликвидатора);

(в) в неосуществлении ликвидируемым юрлицом сбора никаких документов и несовершении вообще никаких действий, направленных на ликвидацию юрлица.

Рассматриваемая процедура ликвидации юрлица применяется исключительно по отношению к коммерческим организациям при наличии следующего (единственного) основания: внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации юрлица в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (абз. 3 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации).

Справочно
Правовая конструкция «признание задолженности безнадежным долгом и ее списание» была введена в правовую систему Республики Беларусь Указом N 329.
В рамках Указа N 329 белорусский законодатель предусмотрел основания, в силу которых задолженность юрлиц (а также ИП) по:
(а) налогам,
(б) сборам,
(в) пошлинам,
(г) отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды,
(д) арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности,
(е) обязательным страховым взносам и иным платежам в ФСЗН, признается безнадежным долгом и списывается.
Таким образом, когда речь идет о признании задолженности безнадежным долгом, белорусский законодатель говорит лишь о «задолженности перед государством», другими словами, «бюджетом в широком смысле этого слова».
Иная задолженность безнадежным долгом признана быть не может в соответствии с пониманием данного явления Указом N 329.

Введение подобной особой процедуры «мгновенной ликвидации» юрлица в белорусскую правовую систему объясняется тем, что такая процедура распространяется на те юрлица, в отношении которых законодатель считает, что никакая задолженность взыскана быть не может, а следовательно, нет смысла в совершении каких-либо ликвидационных процедур.

Правда, нельзя не отметить, что оценку создавшейся ситуации (с подобными юрлицами) законодатель Республики Беларусь осуществляет исключительно на основе «задолженности перед «бюджетом в широком смысле этого слова», без учета задолженности юрлица перед физлицами и иными юрлицами.

«Мгновенная ликвидация» юрлица включает в себя восемь этапов.

Этап 1 «Признание уполномоченными государственными органами задолженности юрлица безнадежным долгом» (ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 329).

Этап 2 «Направление налоговым органом представления о ликвидации юрлица в регистрирующий орган».

Этап 3 «Принятие решения регистрирующим органом о ликвидации юрлица без проведения ликвидационных процедур».

Этап 4 «Представление регистрирующим органом сведений о ликвидации юрлица в Минюст для их включения в ЕГР».

Суть данного этапа заключается в обязанности регистрирующего органа в течение трех рабочих дней со дня принятия этим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица представить сведения об этом в Минюст для их включения в ЕГР (ч. 1 п. 21 Положения о ликвидации).

Этап 5 «Сообщение регистрирующим органом сведений о ликвидации юрлица в уполномоченные государственные органы (организацию)».

Данный этап представляет собой обязанность регистрирующего органа в течение трех рабочих дней со дня принятия данным органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица сообщить сведения об этом в:

(а) налоговый орган,

(б) орган ФСЗН,

(в) орган государственной статистики,

(г) обособленное подразделение БРУСП «Белгосстрах» (ч. 1 п. 21 Положения о ликвидации).

Этап 6 «Исключение Минюстом юрлица из ЕГР».

В рамках данного этапа Минюст исключает юрлицо из ЕГР датой принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении из него юрлица (ч. 2 п. 21 Положения о ликвидации).

Таким образом, юрлицо считается ликвидированным именно с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении его из ЕГР (п. 22 Положения о ликвидации).

Этап 7 (не связанный напрямую с ликвидацией) «Включение МНС ликвидированного юрлица в перечень юрлиц (ИП), исключенных из ЕГР в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием».

Данный этап представляет собой действие, не связанное напрямую с ликвидацией юрлица, предусматривающее «дополнительное информирование» участников имущественного оборота и государственных органов о ликвидации юрлица в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Такое «дополнительное информирование» осуществляется путем включения МНС ликвидированного юрлица в перечень юрлиц (ИП), исключенных из ЕГР в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием. Указанный перечень размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте МНС (ч. 4 п. 17 Положения о ликвидации).

Этап 8 (может отсутствовать) «Обжалование решения регистрирующего органа о ликвидации юрлица».

В рамках рассматриваемого этапа заинтересованные лица могут в течение трех лет с даты принятия решения о ликвидации юрлица обратиться в суд за обжалованием указанного решения.

В связи с приведенными этапами «мгновенной ликвидации» юрлица отмечаем, что Положение о ликвидации (п. 17) исходит из того, что если представление, указанное в рамках этапа 2, поступило в регистрирующий орган в процессе ликвидации юрлица, в том числе и его добровольной ликвидации, то регистрирующий орган все равно имеет право принять решение о ликвидации в рамках рассматриваемой процедуры «мгновенной ликвидации» с прекращением фактически и юридически начатой процедуры ликвидации.

5. Пятая процедура«молниеносная ликвидация» юрлица.

Суть данной процедуры, аналогично как и четвертой процедуры, заключается:

(а) в несовершении «никаких особых ликвидационных процедур»;

(б) в необразовании ликвидационной комиссии (неназначении ликвидатора);

(в) в неосуществлении ликвидируемым юрлицом сбора никаких документов и несовершении вообще никаких действий, направленных на ликвидацию юрлица;

при этом (г) и само решение о ликвидации как таковое не принимается.

Рассматриваемая процедура ликвидации юрлица применяется при наличии следующего (единственного) основания: неполучение юрлицом (до 1 февраля 2009 г.) свидетельства о госрегистрации (п. 18 Положения о ликвидации).

«Молниеносная ликвидация» юрлица включает в себя два этапа:

Этап 1 «Заявление юрлица в регистрирующий орган о неполучении юрлицом свидетельства о госрегистрации».

Этап 2 «Внесение записи об исключении юрлица из ЕГР». 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex