Борейко Николай Николаевич,
заместитель начальника
главного управления — начальник управления
предварительного расследования
и правового обеспечения
оперативной деятельности
Государственного пограничного комитета
Республики Беларусь, полковник

Комментарий к ст. 24.21 КоАП.

1. Видовым объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере порядка управления на Государственной границе Республики Беларусь (далее — Государственная граница) и обеспечения пограничной безопасности.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, регламентирующие порядок поведения физических лиц, пересекающих Государственную границу, а также деятельность должностных лиц государственных контрольных органов, лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в пунктах пропуска, в целях создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

2. Определение пункта пропуска изложено в абз. 24 ч. 1 ст. 1 Закона о Государственной границе.

Пункт пропуска — это территория (акватория) в пределах железнодорожного вокзала (станции), речного порта, аэропорта, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный и оборудованный участок местности, где осуществляется пропуск через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров.

Перечни пунктов пропуска и осуществляемые в них виды контроля определены Указом N 313.

В соответствии с ч. 4 — 6 п. 3 Положения о режиме в пунктах пропуска для каждого пункта пропуска, за исключением пунктов пропуска, в которых осуществляется только пограничный контроль, территориальными органами пограничной службы и таможнями совместно с другими государственными контрольными органами, организациями, которым пункты пропуска принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, разрабатывается схема пропуска. Схема пропуска согласовывается с руководителями государственных контрольных органов, организации, которой пункт пропуска принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и утверждается начальником территориального органа пограничной службы и начальником таможни, а в пунктах пропуска, в которых контроль за режимом в пунктах пропуска осуществляется должностными лицами таможенных органов, — начальником таможни. Содержание схемы пропуска определяется Госпогранкомитетом и ГТК.

При ведении административного процесса по ст. 24.21 КоАП также следует учитывать ч. 2 п. 1 Положения о режиме в пунктах пропуска, согласно которой действие режима в пункте пропуска распространяется на часть его территории, обозначенной на местности и установленной приказом организации, которой пункт пропуска принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Приказ согласовывается с начальником территориального органа пограничной службы и начальником таможни (для пунктов упрощенного пропуска — с начальником территориального органа пограничной службы).

3. Термин «режим в пунктах пропуска» и его определение приводятся в абз. 25 ч. 1 ст. 1 Закона о Государственной границе. Под ним понимается порядок:

— въезда (входа) в пункты пропуска физических лиц и транспортных средств;

— передвижения их в пределах пунктов пропуска;

— выезда (выхода) их из пунктов пропуска;

— осуществления хозяйственной и иной деятельности в пунктах пропуска,

— а также права, обязанности и ограничения для физических лиц, находящихся в пунктах пропуска, требования схем пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров.

Нарушение этого порядка образует объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Диспозиция ч. 1 ст. 24.21 КоАП является бланкетной. В связи с этим ответственность наступает за совершение конкретных деяний, запрещенных соответствующими статьями гл. 7 Закона о Государственной границе или Положения о режиме в пунктах пропуска.

4.1. Их анализ, а также результаты правоприменительной практики органов пограничной службы позволяют выделить следующие нормативные предписания, неисполнение которых влечет ответственность по ст. 24.21 КоАП:

— въезд (вход) на территорию пунктов пропуска и выезд (выход) с их территории без разрешения уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы, а в пунктах пропуска, в которых контроль за режимом в пунктах пропуска осуществляется таможенными органами, без разрешения уполномоченных должностных лиц таможенных органов (ч. 1 ст. 42 Закона о Государственной границе);

— въезд (вход) на территорию пункта пропуска в целях, не связанных с пересечением Государственной границы (п. 4 Положения о режиме в пунктах пропуска);

— умышленный въезд физических лиц и транспортных средств вне очереди в пункт пропуска при отсутствии к этому оснований, предусмотренных п. 6 и 6-1 Положения о режиме в пунктах пропуска;

— ведение в пункте пропуска фото- и видеосъемки, в том числе с использованием технических средств, установленных внутри и снаружи транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные перевозки пассажиров (абз. 2 ч. 3 ст. 43, ч. 9 ст. 45 Закона о Государственной границе);

— ведение разговоров по мобильным средствам связи, препятствующих осуществлению пограничного и иных видов контроля (абз. 3 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— оставление денежных средств в документах, предъявляемых для проверки (абз. 4 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— совершение действий, направленных на подстрекательство сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов к нарушению установленного порядка осуществления пограничного и иных видов контроля, в том числе предложение и (или) передача им каких-либо материальных ценностей, предложение и (или) предоставление выгод имущественного характера (абз. 5 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— проникновение на территорию пункта пропуска в нарушение установленного порядка (абз. 6 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— нахождение на территории пункта пропуска без документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь (абз. 7 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— нахождение в служебных помещениях государственных контрольных органов и помещениях, где осуществляется проверка документов, без разрешения сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов, а также пересечение линии кабин (модулей) для проверки документов без разрешения сотрудников органов пограничной службы, а в пунктах пропуска, в которых контроль за режимом в пунктах пропуска осуществляется таможенными органами, без разрешения должностных лиц таможенных органов (абз. 8 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе);

— изменение мест стоянки транспортных средств без разрешения сотрудников органов пограничной службы и должностных лиц таможенных органов (абз. 10 ч. 3 ст. 43 Закона о Государственной границе, ч. 1 п. 11 Положения о режиме в пунктах пропуска);

О том, за какие еще действия могут привлечь к ответственности по ст. 24.21 КоАП, читайте в ilex