Борейко Николай Николаевич,
заместитель начальника
главного управления — начальник управления
предварительного расследования
и правового обеспечения
оперативной деятельности
Государственного пограничного комитета
Республики Беларусь, полковник

Комментарий к ст. 24.56 КоАП.

1. Видовым объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере порядка управления на Государственной границе Республики Беларусь и обеспечения пограничной безопасности, непосредственным — отношения, регулирующие порядок ввоза в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за ее пределами.

Указанные правоотношения урегулированы ч. 1 ст. 44 и абз. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о Государственной границе, согласно которым:

— физические лица, управляющие транспортными средствами, обязаны принимать меры по предотвращению доставления в пункты пропуска пассажиров без документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь;

— юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные перевозки пассажиров морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом, обязаны в случае, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита, до начала международной перевозки пассажиров убедиться в том, что пассажиры имеют документы, необходимые для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь.

Аналогичные обязанности перевозчиков также изложены:

— в абз. 7 ч. 1 ст. 32 Закона об автомобильном транспорте;

абз. 10 ч. 1 ст. 106 Кодекса внутреннего водного транспорта;

п. 2 ч. 1 ст. 146 Кодекса торгового мореплавания;

ч. 3 ст. 99 Воздушного кодекса (ВзК).

2. Объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения зависит от конкретной части ст. 24.56 КоАП.

2.1. По ч. 1 ст. 24.56 КоАП она заключается в фактическом доставлении перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров внутренним водным, морским или автомобильным транспортом, на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь.

2.2. По ч. 2 ст. 24.56 КоАП ответственность наступает за совершение перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров воздушным транспортом, любого из трех следующих альтернативных действий:

— доставление на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь;

— доставление на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, в отношении которых до начала перевозки перевозчик уведомлен об отказе во въезде в Республику Беларусь;

— неисполнение обязанности по передаче персональных данных пассажиров в информационные системы Минтранса, повлекшее доставление на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, которым отказано во въезде в Республику Беларусь.

2.3. По ч. 3 ст. 24.56 КоАП объективная сторона выражается в непринятии физическим лицом, управляющим транспортным средством, мер по предотвращению доставления на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь.

3. Применительно к ч. 2 ст. 24.56 КоАП правовые основания предоставления персональных данных пассажиров воздушных судов и иной информации о перевозке пассажиров изложены в ст. 78-1 ВзК и ч. 5 ст. 45 Закона о Государственной границе. В целях обеспечения авиационной безопасности и информирования перевозчиков, осуществляющих международные воздушные перевозки пассажиров, о пассажирах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь или иное государство, являющееся государством назначения или транзита, перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов, покидающих и направляющихся в Республику Беларусь, и иной информации о перевозке пассажиров в информационные системы Минтранса в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок создания и ведения автоматизированной информационной системы персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядок информирования перевозчиков, осуществляющих международные перевозки пассажиров, о пассажирах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь, регламентирован постановлением Совмина N 593. В Республике Беларусь такая информационная система введена в постоянную эксплуатацию с сентября 2019 г.

4. Объективная сторона выражается в форме действия по ч. 1 и 2 (за исключением неисполнения обязанности по передаче персональных данных пассажиров в информационные системы Минтранса), а также бездействия по ч. 2 (в случае, указанном выше) и 3 ст. 24.56 КоАП.

5. Правонарушение считается оконченным с момента фактического доставления на территорию Республики Беларусь:

— иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь, либо в отношении которых до начала перевозки перевозчик уведомлен об отказе во въезде в Республику Беларусь. В этой части состав правонарушения формальный;

— иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, которым отказано во въезде в Республику Беларусь, в случае, если ранее авиаперевозчик не передал его персональные данные пассажира в информационные системы Минтранса. В данном случае речь идет о материальном составе.

6. Ответственность по рассматриваемой статье наступает в том числе в случае ввоза лица на территорию Республики Беларусь через белорусско-российский участок Государственной границы Республики Беларусь.

Кроме того, административная ответственность по ч. 3 ст. 24.56 КоАП наступает при отсутствии в действиях физического лица признаков преступления, предусмотренного ст. 371-1 «Организация незаконной миграции» УК.

7. В ст. 24.56 КоАП (в отличие от ст. 23.87 КоАП 2003 года) уточнена категория лиц, ввоз которых образует состав данного правонарушения: иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, не имеющие документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь. В связи с этим ответственность не наступает за ввоз на территорию Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих в Республике Беларусь, при отсутствии у них документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь.

8. В соответствии с положениями ст. 1 и 27 Закона об иностранцах документами, необходимыми для въезда в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, по ч. 1 и 2 ст. 24.56 КоАП являются:

— действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией;

— виза, если Республикой Беларусь с государством гражданской принадлежности иностранного гражданина или лица без гражданства не установлен безвизовый режим;

— действительный вид на жительство в Республике Беларусь.

Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства действительного разрешения на временное проживание в Республике Беларусь состава рассматриваемого административного правонарушения у перевозчика также не образует. Форма такого документа установлена приложением 8 к Правилам пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

9. При решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях физического лица, управляющего транспортным средством, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 24.56 КоАП, необходимо в каждом конкретном случае выяснять, могло ли оно:

— объективно знать, какие документы необходимы для въезда в Республику Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, которых оно ввозит в страну;

— выявить несоответствия в документе, либо для их выявления требовались специальные познания и (или) технические средства пограничного контроля.

На практике состав, предусмотренный ч. 3 ст. 24.56 КоАП, образуют действия физического лица, которое управляло транспортным средством и не убедилось:

— в фактическом наличии у иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, которых оно ввезло в Республику Беларусь, паспорта или иного документа, его заменяющего;

— в действительности документа по сроку его действия;

— что документ очевидно не принадлежит предъявителю;

— что документ находится в состоянии, явно непригодном для использования (например, в нем разрисованы, порваны либо вырваны страницы, отсутствует обложка и т.п.).

10. Если перевозчик незаконно ввез в Республику Беларусь на одном транспортном средстве, плавательном либо воздушном судне несколько лиц, его действия образуют одно административное правонарушение, оформляемое одним протоколом об административном правонарушении.

11. Субъект специальный. По ч. 1 ст. 24.56 КоАП им выступают индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, осуществляющие перевозку пассажиров внутренним водным, морским или автомобильным транспортом, по ч. 2 ст. 24.56 КоАП — юридическое лицо, осуществляющее перевозку пассажиров воздушным транспортом, по ч. 3 этой же статьи — физическое лицо, управляющее транспортным средством.

12. Субъективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в форме умысла либо неосторожности.

Следует учитывать, что постановлением Совмина N 482 определен порядок информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих международные перевозки пассажиров, о документах, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь.

13. В соответствии с положениями ст. 2.2 КоАП рассматриваемое административное правонарушение относится к категории значительных.

14. В примечании к ст. 24.56 КоАП определено, что она не распространяется на случаи доставления на территорию Республики Беларусь иностранного гражданина либо лица без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь, при условии незамедлительного обращения таких лиц с ходатайством о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь. Данное ходатайство должно быть подано компетентным должностным лицам государственных органов Республики Беларусь сразу же после появления такой возможности (например, сотрудникам органов пограничной службы в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в рамках полномочий, установленных ст. 11 Закона о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь).

15. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП административный процесс по ст. 24.56 КоАП ведется органами пограничной службы. В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 и ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 24.56 КоАП, рассматриваются органами пограничной службы, по ч. 2 этой же статьи — судами.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex