Таможенный кодекс ЕАЭС (ТмК ЕАЭС) по сравнению с ныне действующим законодательством содержит множество новаций в вопросах исчисления и уплаты таможенных платежей.

Платежи при временном ввозе

Порядок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) регулирует ст. 223 ТмК ЕАЭС.

По аналогии с действующим законодательством ТмК ЕАЭС предусматривает, что декларант может поместить товары под такую процедуру с частичной уплатой либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Порядок исчисления платежей при частичной уплате не изменился. За каждый полный и неполный календарный месяц использования временно ввезенных товаров необходимо уплатить 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которые пришлось бы уплатить, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Период исчисляется со дня, когда товары помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), по день, когда завершается ее действие.

Декларант вправе предпочесть периодическую уплату исчисленных во временном ввозе таможенных пошлин, налогов. Это значит, он будет уплачивать их ежемесячно до начала периода, за который нужно внести платеж. Периодичность декларант определяет в декларации на товары.

Если не уплатить очередную часть ввозных таможенных пошлин, налогов в срок, декларант лишится права на периодическую уплату за оставшийся период. В таком случае придется внести все платежи единовременно.

Платежи в отношении продуктов переработки

Порядок исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки, образованных вне таможенной территории и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, регулирует ст. 186 ТмК ЕАЭС.

По данному вопросу общий постулат не изменился: продукты переработки облагаются таможенными пошлинами, налогами исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС.

ТмК ЕАЭС нормативно закрепил ответы на многие часто возникающие вопросы. Например, что входит в стоимость операций по переработке, включаются ли в нее расходы по транспортировке.

Согласно ТмК ЕАЭС стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС должна определяться как совокупность фактических расходов на эти операции и на иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта). Другие расходы в стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС не включаются.

Отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин установили ст. 58 — 60 ТмК ЕАЭС.

Ныне действующий порядок предусматривает обязательное обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, уплату процентов за отсрочку (рассрочку), а также шестимесячный срок предоставления. Для товаров, подвергающихся быстрой порче, — двухмесячный срок.

ТмК ЕАЭС условно разделил этот порядок на три.

1. Отсрочка на один месяц. Ее могут предоставить плательщику независимо от категории ввозимых товаров. Также не требуется представлять таможенным органам доказательства, что у плательщика есть основания для отсрочки. Срок исчисляется со следующего дня после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Обязательные условия предоставления отсрочки — обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, а также уплата процентов за отсрочку.

2. Отсрочка или рассрочка на срок не больше шести месяцев. Такой порядок для плательщика более привлекателен, поскольку не надо уплачивать проценты за отсрочку или рассрочку. Однако, чтобы ее получить, нужно обеспечить исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин. Кроме того, у плательщика должны быть основания для отсрочки или рассрочки, определенные ст. 59 ТмК ЕАЭС. Срок исчисляется со дня после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

ЕЭК вправе расширять перечень оснований для отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин.

3. Особый порядок предоставления отсрочки или рассрочки на срок не больше шести месяцев. Им могут воспользоваться лица, которые ввозят на таможенную территорию ЕАЭС товары для промышленной переработки. Среди таких товаров сырье, материалы, технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему.

Чтобы получить и подтвердить правомерность отсрочки или рассрочки, необходимо:

— представить обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и уплатить проценты за отсрочку или рассрочку;

— поместить ввезенные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

— использовать ввезенные товары для получения новых товаров, коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС будут отличаться от их кодов на уровне любого из первых четырех знаков.

Срок отсрочки или рассрочки исчисляется со следующего дня после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Возникновение и прекращение платежных обязательств

Основная идея, реализованная в ТмК ЕАЭС, — дать возможность декларантам — нарушителям некоторых требований законодательства вернуться в правовое поле и все же завершить заявленную таможенную процедуру в соответствии с требованиями законодательства.

В частности, обязанность по уплате таможенных платежей будет прекращаться, если декларант ее еще не исполнил. Если же исполнил — уплаченные или взысканные таможенные платежи вернут.

Более наглядно это видно на примере таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (ст. 221 — 226 ТмК ЕАЭС). Срок действия этой процедуры не изменился. Для большинства товаров он не может превышать два года со дня помещения товаров под указанную таможенную процедуру.

Ее следует завершить до истечения срока. В противном случае действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекращается. День истечения срока считается сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Если декларант их не уплатит, таможенные органы начнут процедуру принудительного взыскания.

В такой ситуации ТмК ЕАЭС предоставляет декларанту возможность разместить товары, в отношении которых действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) прекратилось, на временное хранение. Как вариант, эти товары вновь можно поместить под таможенную процедуру.

Ввозные таможенные пошлины, налоги придется уплатить, как если бы в их отношении применялась частичная уплата. Причем за период со дня, когда истек срок временного ввоза, по день, когда декларант поместил товары на временное хранение или под таможенную процедуру.

Дополнительно к суммам частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов необходимо будет уплатить:

— проценты, как если бы декларанту предоставили отсрочку или рассрочку;

— специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины (если они предусматриваются для этих товаров) в полном размере с исчисленными на них процентами.

Декларант может изначально заявить срок действия временного ввоза меньший, чем максимально возможный. В такой ситуации декларант вправе заявить о продлении срока в пределах двух лет. Обязательное условие — сделать это нужно до истечения изначально заявленного срока.

Вместе с тем ТмК ЕАЭС предусмотрел возможность продлить срок действия временного ввоза до максимально возможного даже после его истечения. Для этого декларант в течение месяца после истечения срока временного ввоза должен обратиться с заявлением. Тогда действие временного ввоза возобновят со дня, когда он прекратился. Декларанту потребуется уплатить необходимые для временного ввоза таможенные пошлины, налоги. Исчисленные в связи с истечением первоначального срока таможенные платежи, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не взыскиваются.

Есть в ст. 162 ТмК ЕАЭС новации в таможенной процедуре таможенного склада. Заключаются они в вопросах возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Так, владелец таможенного склада может утратить товары либо выдать их без подтверждающих завершение действия таможенной процедуры таможенного склада документов. В этом случае наступает срок уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Данные платежи будут иметь максимально возможный размер, как при выпуске товаров для внутреннего потребления. Причем тарифные преференции и льготы применяться не будут. На сегодня исчисленные по указанным выше обстоятельствам таможенные пошлины, налоги взыскиваются независимо от дальнейшего использования товаров.

В соответствии с нормами ТмК ЕАЭС у владельца таможенного склада обязанность внести платежи может прекратиться, даже если товары уже были утрачены либо их неправомерно выдали с таможенного склада. Достаточно лишь завершить действие таможенной процедуры таможенного склада. Уплаченные либо взысканные при этом платежи вернут или проведут их зачет.

Вышесказанное в полной мере относится к ситуации, когда прекратилось действие таможенной процедуры для иностранного товара, в том числе в связи с истечением срока. Чтобы такой товар мог в дальнейшем находиться и использоваться на таможенной территории ЕАЭС либо вывозиться, его в обязательном порядке надо поместить под таможенную процедуру.

Платежные обязательства в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации

Декларант может заявить товары к выпуску до того, как подаст на них декларацию в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны, свободного склада, а также временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов.

ТмК ЕАЭС более детально описывает выпуск товаров для внутреннего потребления. Таможенный орган не будет требовать у лица, подавшего заявление о выпуске товаров, уплатить таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Однако понадобится обеспечить их уплату. Исключение предусматривается для декларантов — уполномоченных экономических операторов и еще в некоторых случаях.

Срок уплаты платежей ограничивается подачей декларации на товары. Ее следует подать не позднее:

— 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товара;

— 15-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, когда декларантом выступает уполномоченный экономический оператор.

Если декларант нарушит указанные сроки, таможенный орган самостоятельно рассчитает платежи к уплате. Исходить он будет из сведений, указанных в заявлении о выпуске товаров, и документов, представленных с таким заявлением.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 8