Направление претензии по ненадлежащему адресу не означает соблюдение претензионного порядка урегулирования спора.

Согласно ст. 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, необходимо предъявить претензию (письменное предложение добровольно урегулировать спор). Иное может определять ГК, иные законодательные акты или договор. Порядок предъявления претензии устанавливает законодательство или договор.

Пункт 4 приложения к ХПК обязывает направлять претензию получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручать под подпись. Результат несоблюдения этого правила — оставление заявления без движения в порядке, предусмотренном ст. 162 ХПК.

Претензию, высылаемую почтой, следует направлять по адресу места нахождения субъекта хозяйствования. Данный адрес указывается в ЕГР. Если адрес в претензии будет иным, претензионный порядок будет считаться несоблюденным.

Пример

Экономический суд рассмотрел исковое заявление ИП А. к ООО «Б» о взыскании задолженности.

Согласно ст. 162 ХПК судья оставит исковое заявление без движения, если истец подаст его с нарушением требований ст. 159 и 160 ХПК, а также если уплатит государственную пошлину в меньшем размере, чем устанавливает законодательство.

В связи с допущенными нарушениями положений ст. 159 и 160 ХПК экономический суд оставил заявление ИП А. без движения. В определении указал перечень нарушений и предоставил заявителю срок для их устранения.

Однако заявитель необходимых доказательств так и не представил. Основным недостатком, на который указал суд в определении, было несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Истец представил в суд претензию и доказательства ее направления ответчику по адресу, который отличался от зафиксированного в базе данных ЕГР только номером помещения (вместо пом. 14 написал 32). Таким образом, истец направил претензию по ненадлежащему адресу. То, что ее получило неуказанное лицо по адресу, отличному от адреса регистрации, не может считаться доказательством соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.

В частности, в силу п. 4 приложения к ХПК претензию должен подписать заявитель или его представитель и направить получателю заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручить под подпись.

Как усматривается из ч. 2 п. 12 постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 N 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции», претензия должна направляться по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, пребывания или работы индивидуального предпринимателя, гражданина, если он фактически не проживает по указанному адресу.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 50 ГК место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если имеются). В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Как закрепляет п. 14 постановления N 6, если истец направляет претензию по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии).

Поскольку заявитель не устранил недостатки заявления в полном объеме, экономический суд вернул его вместе с приложенными к заявлению документами.

Подобных казусов можно избежать, проверив фактический адрес ответчика до направления ему претензии на ресурсах сети Интернет (на портале ЕГР и иных).

Кроме того, стороны в договоре вправе определить иной способ предъявления претензии (посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и т.д.). В этом случае в договоре необходимо дополнительно указать электронные адреса сторон, с которых должна направляться претензия и ответ на нее, а также максимально полно описать, как будет подтверждаться получение претензии (ответа).

Если претензия направляется способом, не установленным законодательством или договором, истцу, чтобы подтвердить соблюдение претензионного порядка, необходимо представить доказательства получения претензии ответчиком (например, претензия направлялась по электронной почте, когда договор такой способ не допускал, и на нее поступил ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок также будет считаться соблюденным. При отсутствии — несоблюденным.

Читайте также

Соблюдаем претензионный порядок