Как правило, в конце каждого года бюджетные организации актуализируют свою учетную политику путем внесения в Положение об учетной политике необходимых изменений и (или) дополнений.

Рассмотрим изменения законодательства недавнего времени, которые могут повлиять на учет в 2022 году.

1. Учет бланков строгой отчетности

До 14.08.2021 использование, бухучет, хранение выданных бланков документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты (далее — бланки и документы) осуществлялись в порядке, установленном законодательством в отношении бланков строгой отчетности, т.е. Инструкцией N 196 (ч. 2 подп. 3.1 постановления N 1846 в редакции, действующей до 14.08.2021).

С 14.08.2021 данная норма исключена. С этого момента порядок учета бланков и документов определяется НПА Президента Республики Беларусь, Совмина либо уполномоченных ими республиканских органов госуправления, а в случае отсутствия таких НПА — локальными правовыми актами госорганов, юридических лиц и ИП (ч. 3 подп. 3.5 постановления N 1846).

Исходя из вышеизложенного следует, что в настоящее время Инструкция N 196 носит не более чем рекомендательный характер. В связи с отсутствием порядка учета, установленного НПА Президента Республики Беларусь, Совмина либо уполномоченных ими республиканских органов госуправления, организациям следует разработать и утвердить соответствующий порядок в своем локальном правовом акте (ЛПА). Таким документом может быть в том числе Положение об учетной политике.

При этом организации вправе предусмотреть в ЛПА:

— новый порядок приобретения, хранения, учета, списания, уничтожения бланков и документов;

— симбиоз «старых» норм из Инструкции N 196 и новых норм, касающихся порядка приобретения, хранения, учета, списания, уничтожения бланков и документов;

— использование порядка, предусмотренного Инструкцией N 196.

В последнем случае достаточно в Положении об учетной политике сделать запись следующего содержания:

Использование, бухгалтерский учет, хранение бланков документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина от 18.12.2008 N 196.

2. Установление норм товарных потерь

Бюджетным организациям, имеющим в своем составе структурные подразделения торговли и общественного питания, необходимо учитывать, что с 27.12.2021 вступает в силу постановление МАРТ от 01.10.2021 N 66 «Об установлении норм товарных потерь». Данным документом установлены нормы потерь на товары при их транспортировании, хранении и реализации.

С этой даты организации обязаны применять утвержденные нормы товарных потерь при определении результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, для целей расчета затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а также при восстановлении вычетов по НДС в случае порчи и утраты товаров (ч. 13 п. 8 Методических рекомендаций N 130, подп. 24.15 ст. 133, абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 169, подп. 1.3 ст. 171 НК).

На товары, не включенные в постановление N 66, нормы товарных потерь устанавливаются руководителем бюджетной организации по согласованию с вышестоящей организацией (ч. 13 п. 8 Методических рекомендаций N 130, разъяснение МАРТ). Данные нормы целесообразно закрепить в учетной политике.

3. Учет драгоценных металлов

В октябре 2020 года Инструкция о драгметаллах N 34 была дополнена нормой, предусматривающей возможность передачи переработчику списанного электрического и электронного оборудования (ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгметаллов (ч. 1 п. 72-2 Инструкции о драгметаллах N 34).

В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов осуществляет переработчик. При этом в общем случае переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов) (ч. 2 п. 72-2 Инструкции о драгметаллах N 34).

При этом воспользоваться данным правом организация может только в том случае, если в отношении драгоценных металлов, содержащихся в таком ЭЭО, применяется упрощенная система учета, решение о применении которой принимает руководитель организации (ч. 4 п. 34 Инструкции о драгметаллах N 34, разъяснение Минфина).

Если организация ранее не применяла упрощенную систему учета драгметаллов, ее можно предусмотреть в учетной политике на 2022 год. Запись об этом может выглядеть так:

Содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, определяется после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex