Порядок ликвидации общественных объединений урегулирован ст. 19 и 29 Закона об общественных объединениях и Инструкцией о ликвидации общественных объединений.

Ликвидация общественного объединения может осуществляться по решению его высшего органа, а также по решению суда <*>. Данная статья посвящена рассмотрению алгоритма ликвидации общественного объединения по решению суда. Исходя из содержания Закона об общественных объединениях, Инструкции о ликвидации общественных объединений и других актов законодательства, можно выделить следующие стадии ликвидации общественного объединения по решению суда.

1. Выявление оснований ликвидации общественных объединений в судебном порядке.

По решению суда общественное объединение может быть ликвидировано в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона об общественных объединениях. Данная норма предусматривает следующие случаи, в которых общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда:

1) осуществление общественным объединением пропаганды войны или экстремистской деятельности. Определение экстремизма (экстремистской деятельности) приведено в ст. 1 Закона о противодействии экстремизму;

2) нарушение общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения. Письменное предупреждение выносится общественному объединению регистрирующим органом (Минюст, главные управления юстиции областного, Минского городского исполкомов) в случае совершения общественным объединением действий, нарушающих Конституцию, Закон об общественных объединениях, иные акты законодательства и (или) устав, кроме случаев, когда нарушение влечет за собой ликвидацию общественного объединения по решению суда. Письменное предупреждение не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения выдается либо направляется по почте руководящему органу общественного объединения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения <*>;

3) при госрегистрации общественного объединения со стороны его учредителей были допущены нарушения Закона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;

4) численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 8 Закона об общественных объединениях;

5) неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев решением суда по заявлению регистрирующего органа, если общественному объединению этим органом было вынесено письменное предупреждение, и общественное объединение в установленные сроки не устранило соответствующие нарушения либо не сообщило в регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов <*>;

6) непредставление общественным объединением в течение трех лет подряд в установленный срок сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 24 Закона об общественных объединениях. Указанные сведения предоставляются общественным объединением в регистрирующий орган ежегодно до 1 марта;

7) однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами;

8) нарушение общественным объединением, его организационной структурой установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

Основаниями ликвидации общественного объединения могут быть и общие основания ликвидации юрлица по решению суда, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК (осуществление лицензируемой деятельности без лицензии, либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, нарушение порядка и сроков ликвидации по решению высшего органа общественного объединения и др.).

Перечисленные нарушения фиксируются в установленном порядке регистрирующими, иными уполномоченными государственными органами, организациями (исполнительные и распорядительные органы, органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы) в процессе осуществления ими контрольных и надзорных полномочий в отношении общественных объединений.

2. Подача уполномоченным государственным органом искового заявления в суд о ликвидации общественного объединения.

Правом на обращение в суд с иском о ликвидации общественного объединения обладают регистрирующие органы — Минюст в отношении международных и республиканских общественных объединений и главные управления юстиции областного, Минского городского исполкомов в отношении местных общественных объединений. Регистрирующие органы могут обращаться в суд с иском о ликвидации общественного объединения в том числе на основании сведений о нарушении им законодательства, полученных от других уполномоченных органов (организаций).

Исковые заявления о ликвидации международных и республиканских общественных объединений рассматриваются Верховным Судом, а о ликвидации местных общественных объединений — областными, Минским городским судами по месту нахождения руководящего органа общественного объединения <*>.

3. Принятие судом решения о ликвидации общественного объединения.

Рассмотрение исковых заявлений о ликвидации общественных объединений осуществляется по правилам, установленным ГПК. По результатам рассмотрения иска о ликвидации общественного объединения суд выносит решение. В необходимых случаях в резолютивной части решения указываются срок и порядок исполнения решения <*>. Таким образом, по мнению автора, в решении суда о ликвидации общественного объединения должен быть указан срок окончания ликвидации, а также решен вопрос о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и указаны необходимые сведения о ее членах (ликвидаторе). Поскольку законодательством не предусмотрено иное, обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть возложены на любых лиц по усмотрению суда. В частности, обязанности ликвидатора могут быть возложены на регистрирующий орган, руководителя общественного объединения и др. Решение суда о ликвидации общественного объединения при необходимости должно отражать иные вопросы, связанные с порядком ликвидации (срок предоставления ликвидационного баланса для утверждения судом, отчета ликвидационной комиссии (ликвидатора) о своей деятельности и т.д.).

4. Направление решения суда в регистрирующий орган.

Решение суда о ликвидации общественного объединения направляется в соответствующий регистрирующий орган <*> для внесения в ЕГР сведений о нахождении общественного объединения в процессе ликвидации.

5. Осуществление ликвидационной комиссией (ликвидатором) действий, связанных с ликвидацией.

Действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае принятия решения о ликвидации общественного объединения судом аналогичны таким действиям при ликвидации общественного объединения по решению его высшего органа. Исключение составляет предоставление промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов для утверждения суду. Указанные действия включают:

1) публикацию сведений о том, что общественное объединение находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами в порядке, определенном ч. 9 ст. 19 Закона об общественных объединениях, а также постановлением Совмина от 05.11.2009 N 1445;

2) рассмотрение требований кредиторов, составление и предоставление суду для утверждения промежуточного ликвидационного баланса и удовлетворение требований кредиторов после такого утверждения. В ст. 19 Закона об общественных объединениях перечисленные вопросы не урегулированы, в связи с чем при их решении следует руководствоваться ст. 59, 60 ГК;

3) направление денежных средств и иного имущества общественного объединения после полного удовлетворения всех требований кредиторов на цели, предусмотренные уставом, если они в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства <*>;

4) прекращение деятельности организационных структур общественного объединения в связи с его ликвидацией <*> в порядке, установленном Положением о прекращении деятельности организационных структур общественных объединений;

5) составление ликвидационного баланса и предоставление его суду для утверждения.

6. Утверждение судом ликвидационного баланса.

По завершении удовлетворения требований кредиторов за счет имеющихся денежных средств и иного имущества общественного объединения и распоряжения оставшимися после такого удовлетворения денежными средствами и иным имуществом в соответствии с уставом ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и предоставляет его в суд с ходатайством о его утверждении. К ходатайству, помимо ликвидационного баланса, подписанного членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), могут прилагаться иные необходимые документы. Об утверждении ликвидационного баланса суд выносит определение <*>.

7. Исключение общественного объединения из ЕГР, Государственного реестра общественных объединений, союзов либо реестра местных общественных объединений, союзов.

После утверждения судом ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) предоставляет его и другие документы, указанные в ч. 11 ст. 19 Закона об общественных объединениях, в регистрирующий орган.

Части 12 — 14 ст. 19 Закона об общественных объединениях определяют, при каких условиях регистрирующий орган вносит записи в ЕГР, а также в Государственный реестр общественных объединений, союзов либо реестр местных общественных объединений, союзов об исключении из них общественного объединения.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex