Обычно производственные организации принимают на работу людей с нужной квалификацией. Если она отсутствует, наниматель может отказать в трудоустройстве, а может устранить этот пробел, направив работника на обучение в специализированное учреждение образования. В некоторых случаях обучить рабочего «с нуля» может и сам наниматель. Если возникла такая необходимость, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1. Определите, каким профессиям можно обучать рабочего

Обучение на производстве можно проводить не по всем профессиям, а только по тем, что указаны в перечне профессий для подготовки рабочих <*>.

На заметку
Если организация нуждается в работнике, чья профессия в данном документе не поименована, его направляют на подготовку в специализированное учреждение образования.

В названном перечне также указаны присваиваемые по профессиям разряды. Важность информации о разрядах иллюстрирует пример.

Пример
Организация решила самостоятельно обучить рабочего по профессии «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (код по ОКРБ 014-2017 7233-037). В таком случае по итогам обучения на производстве рабочему может быть присвоен лишь 3-й разряд.
Рассчитывать на высокий разряд (5 — 7-й) по данной профессии работник сможет только после того, как получит среднее специальное образование.

Следовательно, чтобы оценить перспективу обучения на производстве, нанимателю надо изучить и перечень профессий рабочих, по которым требуется среднее специальное образование <*>.

Обратите внимание!
В исключительных случаях наниматель может повысить разряд по профессии, требующей для этого среднее специальное образование, работнику, у которого такого образования нет. Для этого рабочий должен обладать высоким профмастерством и требуемым уровнем знаний <*>.

Шаг 2. Разработайте учебно-программную документацию

В рассматриваемой ситуации принятый на работу сотрудник не имеет профессии вовсе. Следовательно, его обучение будет проходить по образовательной программе профподготовки <*>.

Для этого требуется наличие учебно-программной документации, которая включает <*>:

1) типовой учебный план по профессии, которой будут обучать работника.

Справочно
Типовые учебные планы размещены на сайте Минобразования. Там же можно ознакомиться с рекомендациями по разработке и утверждению учебных планов и программ.

На основе данного документа организация разрабатывает свой учебный план по конкретной профессии <*>;

2) учебный план по профессии;

3) учебные программы по учебным дисциплинам.

Чтобы разрабатывать учебно-программную документацию, организовывать занятия, контролировать качество обучения, рекомендуется ввести должность инженера по подготовке кадров или создать в организации соответствующее структурное подразделение.

Учебные планы и учебные программы утверждает руководитель организации, занимающейся обучением на производстве <*>.

Кроме того, порядок обучения рабочих может быть определен в коллективном договоре, соглашении или ином ЛНПА <*>.

Зная учебную программу, наниматель должен обеспечить и материально-техническую базу образовательного процесса. То есть подготовить помещения, в которых будет проходить обучение, предоставить нужные инструменты, оборудование и т.п.

Шаг 3. Определите срок обучения рабочего

Профподготовка рабочего проходит только в очной форме <*>. Продолжительность освоения образовательной программы может составлять от месяца до года <*>.

Для каждой профессии установлен свой срок обучения. Он указан в месяцах в перечне профессий для подготовки рабочих. Например, за месяц можно обучить пекаря, а помощник мастера в сетевязальном производстве должен проходить обучение максимальный срок (12 месяцев).

В некоторых случаях наниматель может сократить срок обучения рабочего с учетом имеющихся у него знаний, умений и навыков. К примеру, это допускается, если одновременно с профподготовкой рабочий получает профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование <*>.

Шаг 4. Решите, кто будет обучать рабочего

Требования к лицам, занятым в образовательном процессе, варьируются:

— теории могут обучать педработники, имеющие среднее специальное или высшее образование по тому профилю, который соответствует обучаемой профессии <*>;

— руководство обучением на практике можно поручить мастерам производственного обучения, или высококвалифицированным рабочим, не освобожденным от основной работы, или инструкторам производственного обучения рабочих массовых профессий <*>.

Если в организации нет указанных работников, их можно привлечь из других организаций <*>.

На заметку
Работникам, в рабочей (должностной) инструкции которых не прописана обязанность обучать рабочих, за выполнение дополнительных обязанностей полагается доплата <*>.

Шаг 5. Оформите направление рабочего на обучение

Если организация принимает на работу человека, не имеющего профессии, с намерением обучить его на производстве, то одновременно с приказом о приеме на работу издается приказ о направлении работника на обучение.

В последнем, как правило, фиксируют:

— Ф.И.О. работника;

— профессию, по которой работник будет проходить обучение, и квалификационный разряд, присваиваемый по его результатам;

— срок обучения;

— Ф.И.О. и должность работника, на которого возлагается руководство обучением;

— Ф.И.О. и профессию работника, непосредственно осуществляющего производственное обучение;

— гарантии работнику в соответствии с законодательством. В частности, за период обучения выплачивается зарплата из расчета не менее 0,15 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения <*>.

На заметку
В приказе можно указать, будет ли рабочий обучаться в учебной группе или индивидуально (если группу укомплектовать невозможно) <*>.

Формулировки о трудоустройстве лица, у которого нет профессии, имеют некоторые особенности. Так, в трудовом договоре и приказе о приеме на работу дополнительно указывают, что рабочий принимается на работу с предварительным обучением по определенной профессии. В трудовую же книжку заносят запись о приеме на работу без указания разряда <*>.

Шаг 6. Проведите обучение рабочего

Рабочий может обучаться в учебной группе или индивидуально <*>. От вида обучения зависит порядок получения рабочим знаний, умений и навыков:

1) при обучении в учебной группе теоретическую подготовку слушателей осуществляют педработники <*>. А производственное обучение состоит из двух этапов <*>:

— сначала мастер производственного обучения на специально созданной в организации материально-технической базе или непосредственно на рабочем месте показывает, как осуществлять определенные работы, а слушатели выполняют учебно-производственные задания;

— потом слушатели закрепляют умения и навыки, выполняя работу самостоятельно на рабочих местах в организации, но под руководством:

мастера производственного обучения — в учебных группах;

высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий — индивидуально;

2) при индивидуальном обучении слушатель осваивает теоретический курс самостоятельно. При этом не меньше 8% от объема часов, выделенных на его освоение, составляют консультации. А производственное обучение проходит индивидуально на рабочем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, не освобожденного от основной работы, или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий <*>.

Как рабочий усваивает новые знания, а также овладевает новыми умениями и навыками, наниматель проверяет в рамках текущей и итоговой аттестации. Считается, что работник успешно прошел текущую аттестацию, если он получил отметку «зачтено» или три балла и выше по десятибалльной шкале <*>.

Шаг 7. Оцените и зафиксируйте результаты обучения

Выполнив в полном объеме требования учебного плана и учебных программ, рабочий допускается к итоговой аттестации.

Квалификационный экзамен сдают квалификационной комиссии <*>.

В рамках экзамена комиссия, как правило, проверяет <*>:

— теоретические знания рабочего. Экзамен по теоретическим дисциплинам проводят по билетам, составленным преподавателями этих дисциплин и утвержденным руководителем организации;

— практические знания, оценивая квалификационную пробную работу.

На заметку
Если профессия связана с обслуживанием производственных участков, агрегатов, то комиссия оценивает квалификацию слушателя, проверяя умения и навыки на рабочем месте <*>.

По результатам экзамена квалификационная комиссия выносит заключение, присваивать ли рабочему квалификационный разряд по профессии <*>. Считается, что рабочий успешно сдал квалификационный экзамен, если ему выставлены отметки не ниже трех баллов <*>.

Заключение комиссии оформляется протоколом. На его основании наниматель издает распорядительный документ о присвоении рабочему квалификационного разряда по профессии, а также выдает соответствующее свидетельство <*>. Запись о присвоении разряда также заносят в трудовую книжку <*>.

На заметку
Если экзамен не сдан в установленный срок по уважительной причине, рабочий может сдать его в другой раз во время работы комиссии. Если причина неуважительная или экзамен «завален» — повторная сдача возможна не раньше чем через месяц <*>.

После того как рабочий пройдет обучение, наниматель может поручить ему работу по полученному разряду.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex