В настоящем материале рассмотрены вопросы, касающиеся организационных действий заказчика, а также процедурных действий заказчика (комиссии по госзакупкам) при проведении процедуры закупки из одного источника.

Процедура закупки из одного источника является одним из видов процедур госзакупок, предусмотренных Законом о госзакупках.

Процедура закупки из одного источника — вид процедуры госзакупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении госзакупки, при которой заказчик предлагает заключить договор госзакупки (далее — договор) только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (ч. 1 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках).

Закон о госзакупках упростил порядок проведения процедуры закупки из одного источника, в частности, «переводом» в сферу гражданско-правового регулирования процесса выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения с ним договора, его исполнения и расторжения. Вместе с тем должен соблюдаться ряд требований Закона о госзакупках (п. 2 ст. 49 Закона о госзакупках). В частности, учитываются требования ст. 49 и ст. 121, 24 — 26, п. 3 ст. 27, ст. 28 — 30, 51 — 53 и 55 — 57 Закона о госзакупках.

Участником процедуры закупки из одного источника признается юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, получившее от заказчика предложение о заключении договора (абз. 4 п. 1 ст. 16 Закона о госзакупках). При этом содержание предложения заказчика о заключении договора госзакупки, направляемого выбранному им потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), Законом о госзакупках не регламентировано.

1. Организационные действия заказчика

1. Принятие решения о самостоятельном осуществлении госзакупок, в том числе процедуры закупки из одного источника (вариант 1), либо с привлечением организатора (вариант 2).

При использовании варианта 2 необходимо передать функции по организации и проведению процедур госзакупок организатору (ч. 1 п. 1 ст. 13 Закона о госзакупках).

Далее по тексту рассматривается вариант 1.

Обратите внимание!
Даже если привлекается организатор для организации и проведения процедуры закупки из одного источника, то в любом случае следующие параметры определяет (осуществляет) только заказчик:
— потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета госзакупки (далее — требования к предмету госзакупки);
— требования к участникам;
— существенные условия договора и его заключение.
Данные функции не могут быть переданы организатору (ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона о госзакупках).

2. Назначение ответственных, что также может иметь вариативный характер (в зависимости от решения заказчика):

— определение или создание структурного подразделения заказчика, ответственного за выполнение функций по организации и проведению процедур госзакупок;

— назначение работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере госзакупок, и распределение между такими работниками функций по организации и проведению процедур госзакупок (п. 1 ст. 12 Закона о госзакупках) (при необходимости).

3. По усмотрению заказчика — создание комиссии по госзакупкам, поскольку необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком самостоятельно (ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона о госзакупках).

Таким образом, заказчик вправе не создавать комиссию по госзакупкам для проведения процедуры закупки из одного источника.

2. Процедурные действия заказчика / комиссии по госзакупкам

1. Разработка и утверждение, размещение на электронной торговой площадке (ЭТП) годового плана госзакупок (ст. 19 Закона о госзакупках).

Годовой план госзакупок формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на ЭТП в течение 5 рабочих дней. В ГИАС годовой план размещается операторами ЭТП и ГИАС после его размещения на ЭТП заказчиком (ч. 1 п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках).

Обратите внимание!
Годовой план госзакупок, размещенный в ГИАС, является основанием для проведения процедуры госзакупки, за исключением случая, установленного п. 5 приложения к Закону о госзакупках, а именно в случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур госзакупок, требующих затрат времени, нецелесообразно (ч. 2 п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках).

2. Выбор вида процедуры госзакупки. В нашем случае процедуры закупки из одного источника.

Процедура закупки из одного источника применяется в случаях, установленных:

приложением к Закону о госзакупках;

ч. 1 п. 13 Указа N 143;

подп. 1.6 п. 1 Указа N 494;

подп. 1.9 п. 1 постановления N 395.

3. Принятие решения о проведении процедуры закупки из одного источника (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика).

Процедура закупки из одного источника не относится к процедурам госзакупок, подлежащих обязательному проведению на ЭТП. Данная процедура может проводиться на ЭТП по решению заказчика в соответствии с регламентом ЭТП.

4. Разработка проекта договора госзакупки (ст. 24, 49 Закона о госзакупках) — если заказчик примет такое решение.

При разработке проекта договора необходимо:

— учесть описание предмета госзакупки (ст. 21 Закона о госзакупках), включая:

наличие условий допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок, если они применяются к закупке из одного источника;

наличие дополнительных требований к товарам (работам, услугам), являющимся предметом госзакупки, если они установлены Совмином и применяются к закупке из одного источника;

— соблюсти требования к участникам (ст. 16 Закона о госзакупках), дополнительные требования к участникам, если они установлены Совмином для процедуры закупки из одного источника.

5. Проведение изучения конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным госорганом по госзакупкам. По результатам такого изучения заказчик определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках).

Порядок изучения конъюнктуры рынка определен постановлением МАРТ N 30.

6. Заключение договора госзакупки в порядке, определенном гражданским законодательством. Договор заключается в письменной форме, допускается так называемый бумажный вариант, при этом возможно проведение переговоров между заказчиком и потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание!
Сведения о заключении, изменении и исполнении договора размещать на ЭТП нет необходимости. Сведения о заключении договора отражаются в справке о проведении процедуры закупки из одного источника.
Не допускается изменение условий проекта договора, за исключением случаев, установленных Законом о госзакупках.
Не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках либо постановлением Совмина (п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках).

Срок, на который возможно заключение договора, зависит от особенностей финансирования заказчика. Поскольку финансирование заказчика из бюджета осуществляется в течение календарного года, то договор госзакупки заключается в пределах данного календарного года. При этом возможно заключение договора на необходимый срок, т.е. более календарного года, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года. Однако исполнение такого договора должно осуществляться в пределах выделенных годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей. При необходимости сумма уточняется ежегодно в договоре (п. 3 ст. 24 Закона о госзакупках).

Примечание
Примерная форма справки не содержит сведений о результатах исполнения либо об изменении договора.

Допускается заключение договора с двумя и более потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если предмет госзакупки разделен на части (лоты) (ч. 2 п. 1 ст. 49 Закона о госзакупках).

7. По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчиком в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляется и утверждается справка о проведении процедуры закупки из одного источника, которая должна содержать (ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках):

— наименование вида процедуры госзакупки и основание для его выбора;

— наименование предмета госзакупки, его объем (количество);

— наименование и код предмета госзакупки в соответствии с ОКРБ 007-2012;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для ИП), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);

— сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;

— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), — для физического лица, в том числе ИП), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;

— иную информацию, установленную уполномоченным госорганом по госзакупкам. Данная информация установлена подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ N 30.

Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением N 56.

8. Размещение заказчиком справки о проведении процедуры закупки из одного источника в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, на ЭТП (ч. 3 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках).

8. Формирование дела по процедурам госзакупок (ст. 28 Закона о госзакупках).

Таким образом, приведенные действия позволят обеспечить соблюдение заказчиком (организатором) требований законодательства о госзакупках с точки зрения процесса организации и проведения госзакупок, а равно как исключить риски при их осуществлении.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex