Вопрос: Производственным предприятием был заключен договор на изготовление продукции по заказу. В связи с ситуацией на рынке, вызванной коронавирусом COVID-19, исполнение договора для заказчика стало экономически нецелесообразным. Поэтому стороны расторгли его, заключив допсоглашение. В соответствии с ним заказчик должен компенсировать предприятию затраты, уже понесенные в рамках выполнения заказа. При этом на момент расторжения договора продукция находилась на стадии изготовления. Дальнейшая работа над заказом прекращается по распоряжению руководителя предприятия. Как эти операции отразить в учете и на основании каких документов?

Ответ: Расходы по аннулированному заказу учитывают на субсчете 90-10, а для целей налога на прибыль — во внеррасходах. Если заказчик их компенсирует, суммы возмещения будут отражаться на субсчете 90-7, а при налогообложении прибыли — во внердоходах.

Обоснование: Инфекция, вызванная коронавирусом COVID-19, негативно влияет на деятельность предприятий: срываются сроки выполнения работ, аннулируются заказы. А потому исполнение договора может стать невыгодным для любой из сторон сделки. В этом случае стороны вправе прекратить обязательства досрочно, расторгнув договор по соглашению <*>.

В рассматриваемой ситуации договор был расторгнут вследствие того, что изменились условия на рынке (не по причине нарушения предусмотренных условий, некачественного выполнения работ и т.п.). Это случилось на стадии исполнения договора, когда предприятие уже понесло затраты на изготовление продукции для заказчика (стоимость услуг сторонних организаций, сырья, материалов; зарплата производственного персонала; «зарплатные налоги» и т.д.) <*>.

В связи с этим возникают следующие вопросы: как списать понесенные расходы? Вправе ли предприятие предъявить их к возмещению?

Начнем со второго. По общему правилу стороны не имеют права требовать возвращения того, что было исполнено ими до момента расторжения договора. Но только при условии, что к моменту расторжения они получили эквивалентное встречное представление. К примеру, размер уплаченной предоплаты (аванса) соответствует стоимости выполненных работ. Если же затраты не покрываются предоплатой (авансом), как в нашем случае, то, полагаем, предприятие может рассчитывать на их компенсацию. За заказчиком, в свою очередь, сохраняется право требовать передачи ему результата незавершенной работы (если такой результат объективно может быть передан) <*>.

На основании указанного сторонам при расторжении договора нужно уделить внимание вопросам компенсации. А именно им стоит зафиксировать размер понесенных расходов и срок их возмещения.

Теперь что касается определения размера фактических понесенных затрат, которые надо выставить к возмещению.

Информация о затратах, понесенных предприятием в связи с выпуском продукции по заказу, обобщается на счете 20 «Основное производство». При изготовлении продукции и передаче заказчику ее фактическая себестоимость отражается на субсчете 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Однако в нашем случае выпуск продукции прекращен. Значит, на счете 20 остается стоимость незавершенного производства. Именно эта стоимость (остаток на счете 20) является затратами предприятия, которые следует выставить к возмещению заказчику <*>. Но предварительно их надо списать, ведь стороны расторгли договор.

В бухучете указанные затраты списывают в состав прочих расходов по текущей деятельности как расходы по аннулированным заказам. При расчете налога на прибыль их показывают во внеррасходах <*>.

Учитывают подобные расходы на основании первичного учетного документа. Его форма законодательством не установлена. Поэтому предприятие самостоятельно разрабатывает ее, утверждает и включает в учетную политику. В качестве такового, на наш взгляд, можно использовать акт на списание аннулированных расходов или любой другой первичный документ, содержащий обязательные реквизиты. Основанием для составления ПУД в рассматриваемом случае может быть решение руководителя о прекращении изготовления заказа, которое оформляется приказом, и дополнительное соглашение <*>.

Предъявление расходов к возмещению будет отражаться в учете в следующем порядке. В изложенной ситуации стороны договорились возместить убытки предприятия, не прибегая к претензионному порядку урегулирования спора. Значит, предъявить заказчику необходимую сумму можно в акте сверки взаимных расчетов или в ином документе, который отвечает требованиям законодательства. На дату признания заказчиком предъявленной суммы она включается в состав прочих доходов по текущей деятельности. А при налогообложении прибыли показывается во внердоходах, но лишь на дату фактического поступления средств от заказчика. При этом расчеты по признанным заказчиком расходам учитываются на субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» <*>.

В бухучете предприятие выполняет следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Первичный документ
Отражены затраты на изготовление продукции по заказу 20 10, 60, 69, 70 и др. Акт на списание материалов,

накладная на отпуск материалов,

акт о выполненных работах (оказанных услугах),

расчетная ведомость и др.

Списаны расходы по аннулированному заказу 90-10 20 Дополнительное соглашение к договору подряда,

приказ на прекращение изготовления заказа,

акт на списание расходов,

бухгалтерская справка-расчет

Предъявлена заказчику сумма убытка 76-3 90-7 Акт сверки расчетов
Поступили денежные средства от заказчика в рамках возмещения убытка 51 76-3 Банковская выписка по расчетному счету,

платежное поручение

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex