Петр Иванович Иванов, юрист

Действующим законодательством закреплено положение о том, что госорганы и иные организации обязаны передавать госорганам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (ч. 1 ст. 10 Закона N 305-З).

К таким фактам может относиться любая информация (сведения) о наличии в действиях подчиненного признаков коррупции либо о подготовке к таким действиям (сведения о получении взятки, причинении крупного ущерба организации с использованием служебных полномочий, должностном хищении и т.п.).

Справочно
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 305-З борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Вопросы взаимодействия указанных субъектов также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.
В абз. 4 ч. 1 ст. 43 Закона N 305-З указывается, что руководители госорганов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны информировать госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
За сообщение заведомо ложных или клеветнических сведений руководитель госоргана или иной организации может быть привлечен к установленной законодательством уголовной, административной или иной ответственности (например, по ст. 188, 400 УК и др.; по ст. 19.6 КоАП и др.).

Порядок и условия взаимодействия госорганов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно с постановлениями, приказами и инструкциями указанных органов.

Госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.

Справочно
Порядок обмена указанной информацией устанавливается международными договорами Республики Беларусь, например Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске от 22.01.1993), Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе от 07.10.2002), в том числе двусторонними договорами о правовой помощи, соглашениями об обмене информацией, протоколами и др.

Руководители госорганов и иных организаций в пределах своей компетенции также обязаны не только принимать установленные действующим законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией, но и привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство по соблюдению ограничений, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

Справочно
Нормы, предусмотренные гл. 3 Закона N 305-З, обязывают руководителей госорганов и иных организаций (учреждений, ведомств) совершать ряд предупредительно-профилактических действий, направленных на предотвращение коррупции. Так, руководитель госоргана, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию. Контроль в сфере декларирования доходов и имущества работников (сотрудников) организации (учреждения, ведомства) также должен обеспечивать руководитель (ст. 21, 35 Закона N 305-З).
Госорганы и иные госорганизации и, как следствие, их руководители должны осуществлять контроль за подбором и расстановкой кадров, проводить системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц (ч. 2 ст. 13 Закона N 122-З).

При взаимодействии как с работниками (сотрудниками) других организаций (учреждений, ведомств), так и внутри трудовых коллективов своевременное выявление конфликта интересов в повседневной деятельности организации признается одним из ключевых профилактических элементов предупреждения коррупции.

Согласно абз. 12 ст. 1 Закона N 305-З конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить каждый из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:

— государственное должностное лицо, в деятельности которого возникает конфликт интересов;

— наличие личного интереса государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);

— наличие у государственного должностного лица конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе));

— факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.

Для констатации конфликта интересов необходимо установить:

— в чем заключалась служебная (трудовая) обязанность государственного должностного лица;

— какое решение оно должно было принять, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по службе или работе должно было совершить;

— входило ли совершение действия в служебные (трудовые) обязанности, на основании чего возникла обязанность совершения действия, принятия решения;

— в чем конкретно, т.е. в совершении каких ненадлежащих действий по службе, состоял личный интерес государственного должностного лица, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;

— осведомленность государственного должностного лица о личном интересе супруга (супруги), близких родственников, свойственников;

— в чем состоял ненадлежащий характер исполнения обязанности, принятия решения, совершения действия по службе (работе);

— могло ли государственное должностное лицо реально повлиять на надлежащее исполнение действия (решения);

— наличие возможности удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения, исполнения данной обязанности, совершения данного действия по службе (работе);

— была ли выполнена обязанность, принято решение, совершено действие, в чем выразился их ненадлежащий характер, связано ли ненадлежащее исполнение с личным интересом и каким образом и др.

Не образуют конфликта интересов:

— наличие личного интереса, влияние которого на выполнение служебных (трудовых) обязанностей не установлено;

— гипотетическая возможность влияния личного интереса на выполнение действий по службе (работе), когда характер или возможность такого влияния не выяснены;

— возможность влияния личного интереса на исполнение государственным должностным лицом абстрактных (еще не определенных) служебных (трудовых) обязанностей;

— иные подобные ситуации.

В ч. 1 ст. 21 Закона N 305-З закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.

Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.

Уведомление, самоотвод и принятые по ним решения оформляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях.

О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя госоргана, иной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона N 305-З руководитель госоргана, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В ч. 3 ст. 21 Закона N 305-З закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель госоргана, иной организации:

— дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

— отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;

— перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;

— поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;

— принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.

При разрешении конфликта интересов следует руководствоваться принципами:

— законности — меры по разрешению конфликта интересов должны соответствовать требованиям законодательства (не допускаются рекомендации о расторжении брака, увольнении с работы, перевод на другую должность без соблюдения гарантий, установленных законодательством в сфере трудовых отношений, и иные меры, не предусмотренные актами законодательства);

— достаточности — меры по разрешению конфликта интересов должны обеспечивать предотвращение или урегулирование конфликта интересов;

— минимального вмешательства в деятельность государственного должностного лица — меры должны ограничиваться лишь минимально достаточным для разрешения конфликта интересов вмешательством в деятельность государственного должностного лица, принятие чрезмерных мер не допускается. Например, если конфликт интересов может быть разрешен посредством письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то перевод государственного должностного лица на другую равнозначную должность в указанной ситуации будет противоречить смыслу Закона N 305-З.

Существует ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.

Например, государственное должностное лицо является членом аттестационной комиссии, которая принимает решение в отношении родственника этого государственного должностного лица. В данной ситуации государственному должностному лицу не следует участвовать в заседании аттестационной комиссии, принимающей указанное решение.

Государственное должностное лицо участвует в принятии решения о закупке организацией товаров, продавцом которых является лицо, с которым связана личная заинтересованность государственного должностного лица (родственник, свойственник и др.). В таком случае государственному должностному лицу необходимо заявить самоотвод от участия в этой процедуре закупки либо оно может быть отстранено от такого участия руководителем организации.

Государственное должностное лицо участвует в осуществлении управленческих функций в отношении организации, перед которой он сам, его родственники имеют имущественные обязательства. В этом случае следует урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.) либо заявить самоотвод от участия в принятии решений в отношении такой организации. До урегулирования имущественного обязательства государственное должностное лицо может быть отстранено от исполнения должностных обязанностей в отношении указанной организации.

Государственное должностное лицо является участником хозяйственного общества, доли (акции) которого переданы им в установленном порядке в доверительное управление. В этом случае государственному должностному лицу при участии в принятии решения в отношении такого общества необходимо уведомить непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов.

Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим.

Справочно
На своевременное выявление и разрешение конфликта интересов в деятельности организаций (учреждений, ведомств) напрямую влияет грамотное формирование антикоррупционного поведения его работников (сотрудников).
Использование указанного профилактического потенциала предполагает формирование в организации этических стандартов и правил поведения, не совместимых с коррупционными правонарушениями.
В практической деятельности организаций этические стандарты и правила антикоррупционного поведения работников закрепляются в специальных локальных документах — кодексах этики, кодексах служебного поведения, стандартах и др.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex