Ситуация: Группа компаний арендует офис в бизнес-центре. Договором определено, что отходы, образующиеся у арендатора, с момента их передачи арендодателю признаются собственностью последнего. У арендодателя есть инструкция по обращению с отходами и ведется учет отходов. В инструкции прописано, что она предназначена для работников и сотрудников бизнес-центра. Также у арендодателя есть подрядчик, который осуществляет деятельность по сбору и вывозу мусора.

В статье будет рассмотрено: 1. Нужна ли инструкция по обращению с отходами для группы компаний, если есть инструкция у арендодателя. Если да, то одна общая для группы компаний или для всех организаций, входящих в группу компаний?

2. Как вести учет отходов: в одном журнале на офис (группу компаний) или на каждую компанию?

3. Что делать с макулатурой. Можно ли заключить договор с подрядчиком арендодателя на передачу макулатуры?

Общие положения

Основные обязанности лиц, осуществляющих обращение с отходами:

— обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

— разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

— обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

— вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами <*>.

В данном случае производителем отходов является каждая компания, осуществляющая деятельность в арендованных помещениях.

От обязанностей по разработке инструкций по обращению с отходами, ведению учета отхода и проведению их инвентаризации в соответствии с рядом НПА освобождены только индивидуальные предприниматели и микроорганизации <*>.

По вопросу разработки инструкции

Рассмотрим основные требования к разработке инструкции по обращению с отходами производства. Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства <*>. В то же время при аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора <*>. В указанной ситуации арендодатель не осуществляет самостоятельное обращение с отходами, образующимися у арендатора (т.е. не является собственником отходов арендатора с момента их образования), а принимает от арендаторов один вид отходов — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Таким образом, арендаторы, как и арендодатель, должны самостоятельно разрабатывать инструкции.

Об учете отходов

Порядок ведения учета отходов также устанавливается в инструкции по обращению с отходами. Раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами должен содержать:

— порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, за исключением организаций, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов производства которых ведется книга общего учета отходов производства, а также количество, места ведения книг учета отходов производства, способы определения фактического объема отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ);

— порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства у юридического лица и индивидуального предпринимателя и поступления отходов производства от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дату внесения сведений в книгу общего учета отходов производства;

— порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;

— порядок проведения инвентаризации отходов производства <*>.

Таким образом, каждая инструкция каждого предприятия устанавливает порядок учета отходов этим предприятием, а не группой.

По вопросу передачи макулатуры

Право собственности на отходы приобретает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность <*>. Таким образом, для передачи отходов подрядчику необходимо заключить договор. Если у подрядчика договор заключен только с арендодателем, то арендаторам нужно в договоре с арендодателем предусмотреть также передачу отходов бумаги и картона (макулатуры), а арендодателю — передачу указанных отходов в договоре с подрядчиком.