Вопрос: На балансе организации имеется артезианская скважина, воду из нее никогда не добывали, сейчас планируется готовить проект на ликвидационный тампонаж.

Надо ли организации уплачивать налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и налог на недвижимость в отношении скважины?

Ответ: В данной ситуации организации не надо платить налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, но есть необходимость уплаты налога на недвижимость.

Обоснование: Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов, в частности, признается добыча (изъятие) воды (поверхностной и подземной) <*>. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки <*>. Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов <*>.

Таким образом, уплачивать экологический налог при отсутствии налоговой базы не требуется, так как в указанном произведении налоговая база равна нулю.

Однако налог за добычу (изъятие) природных ресурсов — не единственный налог, обязанность уплаты которого может возникать в отношении артезианской скважины. Капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций, признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость <*>. Капитальным строением (зданием, сооружением) для целей исчисления налога на недвижимость у организаций признается строительная система, предназначенная в том числе для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям), а также иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств <*>. Артезианская скважина является капитальным строением, а именно сооружением, в целях определения нормативных сроков ее службы (приложение к постановлению Минэкономики от 30.09.2011 N 161). Кроме того, рассматриваемый объект не входит в число объектов, освобождаемых от налога на недвижимость <*>.

Следует отметить, что областные (Минский городской) Советы депутатов кроме установления прочих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость для определенных категорий плательщиков имеют право увеличивать (но не более чем в десять раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) объектам недвижимости, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. Под неиспользуемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, понимаются, в частности, объекты, не используемые организациями в хозяйственном обороте или предпринимательской деятельности более девяти месяцев суммарно в течение двенадцати последних календарных месяцев <*>. Исчисление и уплата налога на недвижимость в отношении объекта недвижимости, включенного в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества по увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов ставкам, производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором принято соответствующее решение об увеличении ставок <*>.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации не надо платить налог за добычу (изъятие) природных ресурсов в связи с тем, что добыча воды из артезианской скважины не производилась, однако есть необходимость уплаты налога на недвижимость.