Авторский договор традиционно определялся как самостоятельный вид гражданских договоров, предназначенный для оформления отношений, связанных с использованием охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства.

В современном законодательстве Беларуси авторский договор утратил статус самостоятельного договорного типа, став разновидностью лицензионного договора. Тем не менее ряд особенностей, связанных с регулированием отношений сторон в рамках авторского договора, обусловливает необходимость исследования данного договора как самостоятельного правового явления.

Место авторского договора в системе гражданских договоров

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами интеллектуальной собственности, в отношении которых действует исключительное право правообладателя. Это право автора использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом <*>. Иное лицо может приобрести право использования охраняемого произведения на основании договора. При этом традиционной договорной конструкцией, оформляющей предоставление автором другому лицу права использования произведения определенным способом (способами) в течение определенного срока, является авторский договор.

Следует отметить, что с развитием законодательства менялось правовое регулирование авторского договора. ГК 1964 года содержал подробную регламентацию авторских договоров. Авторские договоры разделялись на 2 типа <*>:

1) авторский договор о передаче произведения для использования;

2) авторский лицензионный договор.

Авторский договор о передаче произведения для использования подразделялся на разновидности, предопределенные способами использования произведения: издательские, постановочные, сценарные, договоры художественного заказа, договоры об использовании в промышленности неопубликованных произведений декоративно-прикладного искусства, договор о депонировании рукописи и т.п. <*>. Классификация авторских договоров в зависимости от вида используемого произведения была подкреплена утверждением соответствующих типовых авторских договоров. Типовые договоры имели особое значение, поскольку в случае, если условия заключенного с автором договора ухудшали положение автора по сравнению с положением, установленным в законе или типовом договоре, они признавались недействительными и заменялись условиями, установленными законом или типовым договором. Особенностью конструкции авторского договора было то, что он мог включать обязательства как по использованию произведения, так и по его созданию. Так, по авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования обусловленным по договору способом <*>.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом и в определенный срок и уплатить автору определенное договором вознаграждение.

С принятием Закона об авторском праве связано существенное изменение правового регулирования авторских договоров. Авторский договор был определен как договор, по которому осуществляется передача имущественных авторских прав <*>. При этом авторский договор использовался как универсальная договорная конструкция, применяемая независимо от того, кто выступал в качестве обладателя авторского права. В законе об авторском праве в редакции 1998 года законодатель уточнил, что по авторскому договору передаются не авторские права, а права автора, тем самым ограничив сферу применения авторского договора только случаями его заключения непосредственно с автором произведения <*>.

Действующий закон исходит из узкого понимания авторского договора как договора, заключаемого непосредственно с автором произведения. Отношения с иными, кроме автора, правообладателями по предоставлению права использования охраняемого произведения на определенный срок строятся на основании лицензионного договора.

Авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, который при этом имеет особенности в субъектном составе, наборе существенных условий и форме, в которой он может заключаться <*>. Авторский договор определен как «лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения» <*>. Одновременно законодатель устанавливает, что к авторскому договору применяются правила о лицензионном договоре <*>. Это означает, что правила о лицензионном договоре носят субсидиарный характер и регулируют отношения сторон по авторскому договору лишь в той части, в которой они не урегулированы специальными нормами, посвященными авторскому договору.

Поскольку авторский договор определен как разновидность лицензионного договора, необходимо несколько слов сказать о последнем. Включенные в Закон об авторском праве нормы, посвященные лицензионному договору, повторяют определения самого договора, а также его разновидностей (исключительная и неисключительная лицензии), приведенные в ГК <*>.

Так же как и в ГК, в Законе об авторском праве называются две разновидности лицензионного договора: договор исключительной лицензии и договор неисключительной лицензии. Различие между ними состоит в объеме прав, приобретаемых лицензиатом на основании заключенного договора.

Разновидности лицензионного договора <*>:

1) договор исключительной лицензии.

При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права определенным способом в пределах, установленных договором, при этом лицензиар не имеет права использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, предоставленной лицензиату, но сохраняет право использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, которая не предоставлена лицензиату. Данное определение сложно назвать удачным, поскольку в нем акцент сделан на ограничении лицензиара в возможности использовать и разрешать использование произведения в той части, в которой такое право предоставлено лицензиату. Если определять суть данного вида лицензионного договора с точки зрения права, приобретаемого лицензиатом, то такой договор предоставляет лицензиату исключительное (монопольное) право использования произведения определенными договором способами в течение определенного договором срока;

2) договор неисключительной лицензии.

При заключении договора неисключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права с сохранением за лицензиаром права использования объекта и права выдачи лицензии другим лицам. Соответственно неисключительная лицензия не предоставляет лицензиату права монопольного использования произведения. При этом если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, то лицензия предполагается неисключительной.

Закон об авторском праве также дублирует нормы ГК, относящиеся к сублицензионному договору. Заключение лицензиатом сублицензионного договора возможно лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным (авторским) договором, и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату данным договором <*>.

Виды авторского договора

В современном авторском праве Беларуси отсутствует выделение видов авторского договора в зависимости от жанра произведения и способа его использования (издательский, сценарный, постановочный и т.п.). Единственным критерием, используемым в законодательстве для выделения видов лицензионного договора, является объем прав, предоставляемых по договору лицензиату.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, действующий Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.

При заключении авторского договора по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение способом (способами), определенным договором. При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем и в этом качестве может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Безусловно, заключение авторского договора по модели исключительной лицензии не допускает возможности для автора заключать аналогичные договоры с третьими лицами.

При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает право использования произведения определенным способом (способами) наряду с самим автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры.

Юридическая характеристика авторского договора. Существенные условия

Авторский договор можно определить как консенсуальный, взаимный, который при этом может быть как возмездным, так и безвозмездным <*>.

Авторский договор по определению является консенсуальным, поскольку заключается по поводу распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, которые в силу абз. 5 ст. 128 ГК отграничены от вещей и иного имущества.

Авторский договор является взаимным, поскольку у каждой из сторон есть как права, так и обязанности в отношении другой стороны договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются: условия о предмете договора; условия, которые названы в законодательстве как существенные; условия, признаваемые существенными по заявлению любой из сторон <*>.

Условие о предмете авторского договора

Предметом авторского договора можно определить конкретные способы использования произведения <*>.

Способы использования произведения перечислены в ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве.

Перечень способов является открытым, поскольку в нем упоминаются и «иные возможные способы использования произведения». Это означает, что стороны, формулируя условия заключаемого авторского договора, могут определять и иные способы использования, которые неизбежно появляются с развитием технологий.

Для определения предмета договора необходимо также определить произведение, которое будет использоваться на основании договора. На практике определение произведения, составляющего предмет заключаемого договора, предполагает необходимость его идентификации (в частности, текст произведения может прилагаться к договору в качестве его неотъемлемой части).

Если подходить к определению предмета авторского договора с точки зрения теории правоотношений, которые возникают на его основании, его необходимо определять через категорию «предоставление исключительного права на произведение». Признаваемое за автором исключительное право на произведение означает право использовать произведение «в любой форме и любым способом». Это означает, что изначально только автор может осуществлять любые действия, связанные с использованием произведения. Любое иное лицо, желающее получить возможность осуществлять такие же действия, получает ее в виде права использования произведения. Участвующим в обороте объектом гражданских прав является не произведение как нематериальный объект, а исключительное право на него. Поэтому с точки зрения теории двухобъектного предмета гражданского договора (объект первого рода — действие стороны договора в отношении объекта второго рода — определенного блага) более корректным будет определить в качестве предмета авторского договора обязательство лицензиара предоставить лицензиату исключительное право на произведение в определенном объеме и на определенный срок. Такой подход не исключает возможности заключения авторского договора по модели неисключительной лицензии, при этом его предметом также будет исключительное право, только в ограниченном виде — без негативной составляющей, позволяющей запрещать осуществление действий по использованию произведения третьим лицам, а также защищать исключительное право в случае его нарушения.

При определении предоставляемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Выполнение требования законодателя определять в авторском договоре конкретные способы использования произведения означает, что стороны определяют объем предоставляемого лицензиату исключительного права с точки зрения сферы его осуществления.

Следует обратить внимание на то, что обязательства, связанные с созданием произведения, не входят в предмет авторского договора. Отношения сторон, включающие создание и последующее предоставление права использования созданного произведения, по мнению законодателя, должны охватываться специальной договорной конструкцией — договором о создании и использовании объекта авторского права <*>. Однако нормы закона, регулирующие данный договор, имеют существенные недостатки:

— не урегулированы отношения сторон в процессе создания произведения;

— обязательства по созданию произведения и обязательства по его использованию не связаны в единое правоотношение.

Условие о сроке, на который предоставляется право

В отличие от лицензионного договора, для которого условие о сроке, на который предоставляется право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является.

Срок, на который может быть передано право использования произведения, максимальным пределом не ограничен. Это означает, что лицензиат может на основании заключенного авторского договора приобрести право использования произведения на весь срок действия авторского права.

Условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право

Также не является существенным условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право. Это объясняется следующим:

— законодатель прямо оговаривает, что в авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения <*>;

— законодатель устанавливает презюмируемые условия договора, которые действуют в случае, если в авторском договоре отсутствуют условия о сроке его действия или о территории использования произведения. При отсутствии в договоре условия о территории таковой является территория Республики Беларусь <*>. При отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения, если лицензиат будет письменно уведомлен об этом не менее чем за 3 месяца до расторжения договора <*>. Несмотря на использованный законодателем термин «расторжение договора», в данном случае, очевидно, речь идет о возможности одностороннего отказа автора от договора <*>.

Условие о размере авторского вознаграждения, порядке и сроках его выплаты

Особенностью действующего Закона является признание законодателем возможности заключения авторского договора на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным <*>.

Если стороны определяют заключаемый авторский договор как возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. Несмотря на то что авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых его стороны не могут ограничиться предполагаемой возмездностью, а должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет являться альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным.

Таким образом, к числу существенных условий авторского договора необходимо отнести условие о предмете, а также альтернативное условие либо о размере, порядке и сроках выплаты авторского вознаграждения, либо о безвозмездности договора.

Законодательством об авторском праве предусмотрено требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы <*>. Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. «…изготовление, в том числе тиражирование одного или более экземпляра объекта авторского права… в любой объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе» <*>. При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным и при отсутствии договоренности сторон. По данному условию авторский договор должен признаваться незаключенным.

Личные неимущественные права автора

При определении условий авторского договора особое внимание следует обратить на соблюдение личных неимущественных прав автора:

1. Право на имя.

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Решение о том, как будет обозначено авторство произведения, может быть принято только автором, а авторский договор должен закрепить данное решение <*>.

2. Право на неприкосновенность произведения.

Право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Это означает, что любое изменение (сокращение, редактирование, дополнение иллюстрациями, предисловиями или послесловиями и т.п.) должно быть согласовано с автором. В свою очередь, это требует от лицензиата предусмотреть в авторском договоре механизм согласования с автором возможных правок, вносимых в его произведение при использовании. При этом само определение права автора на неприкосновенность произведения дает основание говорить о том, что автор в авторском договоре может дать предварительное согласие на внесение лицензиатом определенных изменений в используемое произведение <*>.

Условие об авторском вознаграждении

Основное отличие норм Закона, посвященных авторскому вознаграждению, от норм ранее действовавшего законодательства состоит в следующем. Ранее законодательство требовало того, чтобы определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не были ниже минимальных ставок, устанавливаемых Совмином <*>. Действующий Закон предусматривает, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Совмином <*>. Приведенная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер. Таким образом, указанная норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей.

В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Совмина:

1) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1610.

Основной сферой применения является книгоиздательская деятельность.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения:

— за опубликование произведений науки, литературы и искусства;

— опубликование нотных изданий;

— опубликование составных произведений;

— опубликование переведенных произведений;

— воспроизведение в печати художественно-графических произведений и фотографий;

2) постановлением Совмина от 29.11.2011 N 1609.

Особенностью является то, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению;

3) постановлением Совмина от 13.11.2012 N 1039.

Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов;

4) постановлением Совмина от 15.02.2008 N 210.

Устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.

Отдельно следует остановиться на анализе нормы п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве, требующей определять вознаграждение в авторском договоре за каждый способ использования произведения. Указанная норма корреспондирует с нормой, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения <*>. Однако данная норма определена как диспозитивная и допускает возможность определить иное в договоре. Кроме того, следует сказать о том, что не исключается возможность определения единой суммы вознаграждения одновременно за несколько определенных в договоре способов использования произведения. Исключение составляют те случаи, когда в отношении определенных способов использования произведения законодательством установлены минимальные размеры вознаграждения, а сам заключаемый авторский договор определен сторонами как возмездный.

Принципиально новая норма, связанная с возможным заключением лицензиатом сублицензионного договора, изложена в п. 5 ст. 45 Закона об авторском праве. Суть ее состоит в том, что при заключении сублицензионного договора должны учитываться имущественные интересы автора. Из анализа приведенной нормы можно сделать следующие выводы:

1. В авторском договоре, предусматривающем возможность заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не выплачивается.

2. Дополнительное вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Даная норма является диспозитивной и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения.

3. Лицом, обязанным выплачивать дополнительное вознаграждение, является лицензиат.

Форма авторского договора

Авторский договор, будучи разновидностью лицензионного договора, должен заключаться в письменной форме <*>. Несоблюдение письменной формы авторского договора влечет последствия, предусмотренные п. 1 ст. 163 ГК. При этом о недействительности самой сделки речь не идет.

Особенностью авторского договора является то, что при использовании произведения в периодической печати допускается его заключение в устной форме <*>. Согласно п. 14 ст. 1 Закона о средствах массовой информации печатное средство массовой информации — это газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. Как отмечается в юридической литературе, подобное исключение обусловлено только одним доводом — необходимостью оперативности публикации.

Развитие современных технологий приводит к тому, что устная форма авторского договора становится крайне востребованной и в других сферах использования произведений. В первую очередь это касается интернет-изданий, которые постепенно приходят на смену традиционным печатным средствам массовой информации. Использование произведений в сетевых информационных ресурсах имеет ту же специфику, что и в периодических печатных изданиях. Поэтому абсолютно обоснованным было бы использование устной формы авторского договора и в этой сфере. Однако норма п. 6 ст. 45 Закона об авторском праве не подлежит расширительному толкованию. Размещение произведения на интернет-сайте периодического издания, распространение на прилагаемых к периодическому изданию компакт-дисках, включение произведения в библиотечку, издаваемую редакцией периодического издания, и т.п. требуют заключения авторского договора в письменной форме.

Ответственность сторон по авторскому договору

Законодательство об авторском праве является частью гражданского законодательства, поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по авторскому договору стороны должны нести гражданско-правовую ответственность.

Закон об авторском праве не содержит норм, определяющих особенности ответственности сторон в случае нарушения обязательств по авторскому договору. Таким образом, вопрос об ответственности решается путем отсылки к общим нормам гражданского законодательства. Объем ответственности как автора, так и лицензиата должен определяться в соответствии с правилами гл. 25 ГК. При этом ключевой является норма, предусматривающая в качестве общего правила ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а для лица, нарушившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, — освобождение от ответственности в том случае, если будет доказано, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, если иное не будет вытекать из законодательства или не будет предусмотрено договором <*>.

Особое внимание при определении оснований для гражданско-правовой ответственности сторон авторского договора следует уделить обязательству автора предоставить лицензиату право использования произведения, свободного от притязаний третьих лиц. Данное обязательство может охватывать обязанность автора предоставить лицензиату для использования произведение, созданное личным творческим трудом. Для случаев заключения авторского договора по модели исключительной лицензии принципиально важным является обязательство автора не заключать во время действия договора договоров, имеющих такой же предмет, с третьими лицами, а также гарантировать лицензиату отсутствие ранее заключенных договоров.

Ответственность в рамках авторского договора имеет особенности в том случае, когда на стороне автора выступает несколько лиц — соавторов. Исходя из неделимости предмета обязательства по авторскому договору в качестве общего правила следует применять принцип солидарной ответственности, если иной объем ответственности каждого из соавторов не определен в договоре.

Ответственность за нарушение договорных обязательств следует отграничивать от внедоговорной ответственности, основанием для которой является выход лицензиата за установленные договором пределы использования произведения (например, использование произведения не обусловленным в договоре способом, использование произведения за пределами установленных территории или срока использования, превышение установленного в договоре тиража экземпляров произведения и т.п.). В этом случае действия пользователя должны рассматриваться как нарушение авторского права и влечь применение установленных законом мер ответственности.