Вопрос: Белорусская организация продает товары покупателям в Россию через российский маркетплейс Озон (российская организация ООО «Интернет Решения» (limited liability company «Internet solutions»), не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, далее — Озон). Договором с маркетплейсом предусмотрен ряд услуг, оказываемых белорусской организации (заказчик), в том числе Озон оказывает рекламные услуги по продвижению товаров заказчика путем размещения его рекламных материалов (изображение товара, баннер, содержащий рекламную информацию и гиперссылку на товары заказчика исключительно на сайте или мобильном приложении Озон, иные рекламные материалы, соответствующие требованиям договора с маркетплейсом) в рекомендательных блоках на сайте Озон. За оказанные рекламные услуги белорусская организация выплачивает Озону вознаграждение. Нужно ли ей исчислять НДС с суммы этого вознаграждения?

Ответ: Белорусской организации следует исчислить НДС при приобретении рекламных услуг у российского маркетплейса Озон.

Обоснование: При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается, если иное не установлено ст. 141 и 141-1 НК, на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации и ИП, приобретающих эти услуги (ч. 1 п. 1 ст. 114 НК).

Место реализации услуг определяется в рассматриваемой ситуации по нормам приложения 18 к Договору о ЕАЭС (абз. 2 п. 4 ст. 115 НК).

Для целей приложения 18 к Договору о ЕАЭС термин «рекламные услуги» означает услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме (абз. 18 п. 2 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). Рассматриваемые рекламные услуги Озон соответствуют данному определению.

Местом реализации услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются рекламные услуги (абз. 2 подп. 4) п. 29 приложения 18 к Договору о ЕАЭС). Соответственно, в рассматриваемой ситуации местом реализации рекламных услуг является Республика Беларусь.

Озон с 30.09.2022 стоит на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Но не в с связи с осуществлением деятельности через постоянное представительство, а в соответствии с подп. 1.7 ст. 70 НК.

Справочно
С перечнем иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров и состоящих в этой связи на учете в налоговом органе, можно ознакомиться на сайте МНС в разделе «Сервисы»/е-НДС иностранной организации.

Ст. 141 НК определяет обязанность иностранных организаций уплачивать НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых является Республика Беларусь, покупателя Республики Беларусь. При этом к таким покупателям относятся при выполнении определенных условий только физические лица (в том числе ИП) (п. 1 и 2 ст. 141 НК). В рассматриваемой ситуации услуги приобретает организация.

Ст. 141-1 НК регламентирует особенности исчисления и уплаты НДС иностранными организациями и ИП при электронной дистанционной продаже товаров, что также не относится к анализируемому случаю.

Таким образом, белорусской организации следует исчислить НДС при приобретении рекламных услуг у российского маркетплейса Озон.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex