Вопрос: Розничная организация заказывает у белорусского изготовителя пакеты с нанесенным на них ее товарным знаком. В пакеты продавцы бесплатно упаковывают парфюмерно-косметические товары, приобретаемые покупателями в магазинах организации. Бесплатная раздача таких пакетов производится в рекламных целях — для распространения информации о торговых объектах организации, поддержания интереса к ним. Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить такую выдачу? Нужно ли со стоимости выданных пакетов исчислять сбор за размещение (распространение) рекламы?

Ответ: В бухучете стоимость пакетов списывается на расходы на реализацию. При расчете налога на прибыль отражается в прочих нормируемых затратах. При передаче пакетов объект обложения НДС не возникает. Со стоимости выданных пакетов сбор не исчисляется.

Обоснование: Реклама — информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 10 ст. 2 Закона о рекламе).

Объект рекламирования — продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз. 7 ст. 2 Закона о рекламе).

К средствам индивидуализации участников гражданского оборота относится, в частности, товарный знак. Товарным знаком признается обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг одного лица от однородных товаров, работ и (или) услуг других лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначения. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 1 и 2 ст. 1017 ГК).

С учетом изложенного объектом рекламирования является товарный знак. Размещая знак на пакетах и передавая их покупателям, организация таким образом доводит информацию об объекте рекламирования до потребителей рекламы. Целью является распространение информации о торговых объектах организации, поддержание интереса к ним.

Стоимость переданных покупателям пакетов с товарным знаком признается затратами на рекламу. Такие затраты розничная организация учитывает на счете 44 «Расходы на реализацию». По окончании отчетного периода затраты на рекламу, учтенные на счете 44, списываются в полной сумме в дебет субсчета 90-6 «Расходы на рекламу» (ч. 1 и 3 п. 35 Инструкции N 50, абз. 3 п. 12 Инструкции N 102).

Для целей налогового учета не признается реализацией передача товаров потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если такие товары являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (абз. 2 подп. 2.5 ст. 31 НК). С учетом данного при передаче пакетов покупателям объект налогообложения НДС не возникает (подп. 1.1 ст. 115 НК).

При расчете налога на прибыль расходы на рекламу, поименованные в подп. 2.10 ст. 170 НК, отражаются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Перечень таких расходов является закрытым.

Иные расходы на рекламу отражаются в прочих нормируемых затратах (подп. 2.10 ст. 171 НК). Совокупный размер учитываемых при налогообложении прибыли прочих нормируемых затрат не может превышать 1% процента выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп. 3.18 ст. 174 НК, с учетом НДС (п. 3 ст. 171 НК).

Расходы на рекламу в размере стоимости изготовленных и переданных покупателям пакетов не относятся к расходам на рекламу, поименованным в подп. 2.10 ст. 170 НК. Данные расходы учитываются в прочих нормируемых затратах (письмо МНС N 2-2-10/00935).

Как отмечалось ранее, в бухучете расходы на рекламу в размере стоимости пакетов учитываются в расходах на реализацию (субсчет 90-6) в полной сумме. Если при налогообложении прибыли расходы на рекламу, отраженные в прочих нормируемых затратах, учтены не в полной сумме, то имеет место несовпадение сумм признаваемых расходов в бухучете и для налога на прибыль. Это приводит к образованию постоянных разниц. Такие разницы в бухучете не отражаются. Информация о них должна быть раскрыта в примечаниях к бухгалтерской отчетности (абз. 5 п. 2, п. 3 и 4 Инструкции N 113; подп. 52.12 НСБУ N 104).

Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы являются юрлица — рекламодатели. Объектом обложения признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь. Базой для исчисления сбора является стоимость оказанных в адрес рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Стоимость оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы должна быть указана в договоре либо ином документе, являющемся неотъемлемой частью договора (подп. 2.1 — 2.5 Указа N 131, разъяснение Мининформа).

Передача пакетов покупателям осуществляется силами организации. Договор на размещение (распространение) рекламы не заключается, услуги по размещению (распространению) в ее адрес не оказываются. Следовательно, отсутствует база для начисления сбора. Организация со стоимости выданных пакетов сбор не исчисляет.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex