Под предпринимательской деятельностью согласно ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК следует понимать самостоятельную деятельность юрлиц и физлиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли.

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, ИП предусмотрен Положением о ликвидации. Юрлицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа при неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд независимо от факта направления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности <*>.

Деятельность ИП также может быть прекращена по основанию, предусмотренному абз. 3 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации <*>.

Исключением являются случаи неосуществления ИП предпринимательской деятельности в период приостановления деятельности в соответствии с ч. 1 п. 20 Положения о ликвидации, то есть в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов госбезопасности, а также неосуществление ИП деятельности в период исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью <*>. То есть указанное не будет являться основанием для прекращения деятельности ИП по рассматриваемому основанию.

Особенности ликвидации при неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд

Частью 2 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации установлено, что при обнаружении основания для ликвидации юрлица, предусмотренного абз. 2 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации, органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) для рассмотрения вопроса о наличии оснований для прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

В практике чаще всего такого рода представления (предложения) в регистрирующий орган направляют налоговые органы, которые для подтверждения сведений о том, что субъект хозяйствования не осуществляет деятельность, назначают по месту постановки на учет плательщика на основании подп. 2.2 п. 2 ст. 69 НК выездную проверку.

По результатам указанной проверки налоговым органом составляется акт, который наряду с представлением (предложением) о ликвидации направляется в регистрирующий орган. Одновременно с этим акт проверки, подтверждающий факт неосуществления субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности, налоговые органы могут не представлять в регистрирующий орган, если в соответствии с п. 3 ст. 69 НК она не проводилась:

— субъект хозяйствования не осуществлял деятельность со дня госрегистрации;

— субъект хозяйствования не осуществлял деятельность после проведенной налоговыми органами проверки, по результатам которой не установлено нарушений законодательства;

— в отношении ЧУП или крестьянского (фермерского) хозяйства, если истекло 12 месяцев со дня смерти (объявления умершим) физлица, являвшегося одновременно учредителем и руководителем этого УП либо являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного им одним, и наследники не приняли наследство, отказались от его принятия.

На основании полученного представления (предложения) регистрирующий орган может принять решение о ликвидации юрлица или прекращении деятельности ИП на основании абз. 2 ч. 1 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации. В таком случае в силу ч. 1 п. 14 Положения о ликвидации юрлица ликвидируются (деятельность ИП прекращается) в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии.

Обратите внимание!
Если в отношении должника проводится ликвидация в упрощенном порядке, то в таком случае кредиторам некому предъявлять свои требования, поскольку не создается ликвидационная комиссия (не назначается ликвидатор). В этой связи возможным способом защиты для кредиторов, по мнению автора, может быть инициирование экономической несостоятельности (банкротства) должника в соответствии
со ст. 12 Закона о банкротстве.

О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, РУП «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), архивы, а также самого субъекта хозяйствования <*>.

После получения такого уведомления субъект хозяйствования уже не вправе осуществлять операции по банковским счетам, а также совершать иные действия, не связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) <*>.

Возможные условия, подтверждающие факт неосуществления предпринимательской деятельности
в течение 24 месяцев подряд

В практике для получения обоснованного вывода о неосуществлении субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности оцениваются в совокупности все обстоятельства. В частности, в качестве возможных условий, подтверждающих факт неосуществления предпринимательской деятельности, могут признаваться отсутствие движения по расчетным счетам, непредставление налоговых деклараций или предоставление налоговой декларации (расчета) с нулевым оборотом, неуплата налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет и иные обстоятельства, которые в том числе могут зависеть от основного вида деятельности, осуществляемого субъектом хозяйствования.

Ситуации из судебной практики

1. Заявлено требование о признании недействительным решения администрации о ликвидации ООО «Р», которое не осуществляло предпринимательскую деятельность со дня госрегистрации, отсутствовало движение по расчетному счету, была предоставлена налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость с нулевым оборотом. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом комиссии по предотвращению лжепредпринимательства, сведениями ЗАО «Банк». В связи с этим экономическим судом Витебской области в удовлетворении требования было отказано, поскольку решение администрации правомерно и соответствует требованиям законодательства.

Постановление Апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 02.06.2016
(дело N 19-14/2016/81А).

2. Экономическим судом Минской области отказано крестьянскому фермерскому хозяйству «Р» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения исполкома о его ликвидации.

В соответствии с предписанием налоговой инспекции, которое было направлено в исполком, проведена выездная внеплановая проверка КФХ «Р», в ходе которой было установлено, что предпринимательская деятельность КФХ «Р» не осуществлялась в течение 12 месяцев подряд. У заявителя не имелось задолженности по налогам, сборам, движение денежных средств по текущим (расчетным) банковским счетам КФХ в течение последних 12 месяцев подряд не осуществлялось.

На основании представления налоговой инспекции исполкомом принято решение о ликвидации КФХ «Р» в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд.

Доводы КФХ «Р» о том, что им на момент принятия обжалуемого решения (25.08.2017) осуществлялась реальная финансово-хозяйственная деятельность, судом были отклонены, поскольку прилагаемые заявителем документы (договор купли-продажи и товарно-транспортная накладная от 10.08.2017) не свидетельствовали об осуществлении КФХ «Р» предпринимательской деятельности в проверяемом периоде: с 01.06.2016 по 30.06.2017.

Решение экономического суда Минской области от 28.08.2018 размещено на официальном сайте ВС.

Из вышеизложенного следует, что в случае обнаружения факта неосуществления субъектом хозяйствования предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд (при наличии одного лишь условия о сроке) указанные в ч. 2 подп. 3.3 п. 3 Положения о ликвидации уполномоченные органы, в том числе налоговые органы, направляют в регистрирующий орган представление (предложение) о ликвидации. На основании данного представления (предложения) регистрирующий орган, как правило, принимает решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования.

Вместе с тем в целях предотвращения такой ликвидации (прекращения деятельности) до истечения установленного срока субъект хозяйствования может начать осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом уведомлять регистрирующий либо налоговый орган об этом не требуется.

По мнению автора, поиск и приобретение помещения, технического оснащения, финансирования, подбор работников, получение аттестатов, лицензий, заключение в этой связи гражданско-правовых договоров и прочее в практике может быть расценено как планирование, подготовка условий для осуществления предпринимательской деятельности, но не как сам факт ее осуществления. Полагаем, что движение по расчетным счетам, подача налоговой декларации с данными выручки и уплата налогов могут являться достоверными и убедительными доказательствами, свидетельствующими об осуществлении предпринимательской деятельности субъектом хозяйствования.