Министерство антимонопольного регулирования и торговли все чаще обращается к потребителям в рамках своих расследований. На сей раз в центре внимания МАРТ оказались мясные паштеты двух производителей, один из которых подозревает конкурента в плагиате. Практика показывает, что от подобных «сюрпризов» не застрахован ни один предприниматель, но исход таких дел может быть разным.

МАРТ по заявлению Брестского мясокомбината проводит антимонопольное расследование о нарушении антимонопольного законодательства со стороны молодечненского «Велес-Мита», в рамках которого изучается мнение потребителей.

Согласно вопросам, на которые необходимо ответить потребителям, суть разбирательства заключается в том, что упаковка продукта «Мясная паста» от «Велес-Мита» якобы копирует паштет «NAMAZKA с зеленью», который выпускает брестское предприятие.

В частности, МАРТ интересуется, может ли потребитель купить один из представленных продуктов по ошибке, думая, что приобретает другой.

Антимонопольное ведомство не первый раз прибегает к подобным опросам.

Ранее Туровский молочный комбинат (владелец бренда Bonfesto) жаловался в МАРТ на витебскую компанию «Евробелбизнес» (торговая марка Bonvistto). Туровские сыровары посчитали, что Bonvistto слишком похож на Bonfesto, и это нарушает антимонопольное законодательство.

Онлайн-опрос пользователей показал, что продукция Bonfesto более известна, чем Bonvistto. И большинство респондентов посчитали, что перепутать эти торговые марки нельзя.

МАРТ в своем антимонопольном расследовании также не выявил нарушений законодательства. Торговые знаки не похожи до степени смешения, причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации конкурентов не выявлено, отметили в ведомстве.

Однако есть случай и с другим исходом. Гомельская кондитерская фабрика «Спартак» пожаловалась в МАРТ на фирму «Юниаква» из  Могилевской области. Так, по мнению заявителя, введение в оборот наборов конфет ILPASSO, сходных до степени смешения с упаковками «спартаковских» конфет IMPRESSO, является недобросовестной конкуренцией.

Большинство опрошенных пользователей указали, что могут приобрести сладости ILPASSO по ошибке, принимая их за IMPRESSO. 84,1% респондентов высказали мнение о том, что исследуемые наборы конфет сходны до степени смешения.

МАРТ также пришел к выводу, что упаковка наборов конфет ILPASSO говорит о попытке «Юниаквы» сымитировать внешний вид «спартаковской» продукции. Такие действия позволили компании в течение краткосрочного периода (с января по март 2020 года) войти на рынок без дополнительных затрат, говорится в материалах дела.

МАРТ предписал фирме «Юниаква» прекратить продажу этого набора конфет. Экономический суд Могилевской области наложил штраф в 400 базовых величин.

Верховный суд отказал в удовлетворении жалобы «Юниаквы» на решение МАРТ.

Впрочем, Министерство антимонопольного регулирования и торговли приглашает потребителей принять участие не только в своих опросах, но в партнерстве с Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Так, с учетом результатов голосования вносились корректировки нормативного регулирования сферы интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе и в государствах-участниках.

Сейчас проводится опрос об отношении к контрафакту. Результаты исследования будут учтены при подготовке рекомендаций для стран ЕАЭС.