Белорусские власти не намерены отказываться от существующей системы ценообразования на потребительском рынке. Хотя имеются побочные эффекты: тормозится работа предприятий, возникают вопросы с ассортиментом, существующие надбавки не всегда могут покрыть расходы. В связи с этим правительство готово вносить соответствующие коррективы в законодательство. При этом власти допускают, что система регулирования может быть расширена на другие сферы бизнеса, если там будет происходить необоснованный рост цен.

Что беспокоит бизнес?

На заседании Объединенного клуба директоров 1 марта представили результаты опроса 84 белорусских компаний на предмет влияния на их работу новой системы регулирования цен.

Источник — https://ru.freepik.com/

По словам председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, постановление N 713 затронуло деятельность около 70% опрошенных субъектов хозяйствования. В своих анкетах бизнес отметил, что документ как фактор инфляционного сдерживания, своих результатов достиг: тренд на рост цен приостановлен. Половина участников опроса снизила цены в соответствии с постановлением N 713 на 10−60%.

В то же время бизнес-сообщество отметило ряд отрицательных моментов из-за жесткого ценового регулирования.

— Произошел рост административных затрат на реализацию постановления N 713 (из-за настройки программного обеспечения, перезаключения договоров), сокращение оборота и номенклатуры реализуемых товаров, — сказал Швец.

У 70% опрошенных снизилась прибыль, у почти половины предприятий – выручка, у 40% — ассортимент. 45% респондентов сократили или отказались от инвестиций на 2023 год.

Респонденты также указали, что регуляторная политика не всегда понятна и зачастую непоследовательна, и непредсказуема.

Швец отметил, что в результате реализации 713-го постановления накапливаются среднесрочные и долгосрочные дисбалансы (падение выручки, прибыли, снижение инвестиций и сжатие ассортимента), которые могут «к лету или осени больше отразиться в макростатистике».

Вышеперечисленные негативные сигналы указывают на необходимость дальнейшей корректировки законодательства, выработку «более мягких механизмов инфляционного сдерживания», считает глава РСПП.

Сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов и исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталия Шаблинская посетовали на большое число проверок и контролеров, которые посещают торговые объекты и отвлекают от работы.

— Начиная от общественных контролеров и заканчивая всех остальных по списку. Их так много давно не было. При этом не всегда такие визиты фиксируются, — сказала Шаблинская.

Руководители бизнес-союзов признали, что у ритейла «бывают ошибки» при ценообразовании, но наказание (штрафы, уголовные дела) — слишком суровое, зачастую несоразмерное допущенным недочетам.

Какие намерения властей?

Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец дал понять, что ценовое регулирование на потребительском рынке в Беларуси сохранится в долгосрочной перспективе.

— Не следует рассчитывать, что мы завтра-послезавтра, через месяц-два-три отменим постановление N 713. Оно принималось как долгоиграющий инструмент справедливого ценообразования, – заявил Вежновец и подчеркнул, что результат увидели в первый же месяц – «в ноябре зафиксировали дефляцию, впервые это произошло в осенний месяц, то есть это не сезонный фактор, а прямой эффект постановления N 713».

Вместе с тем представитель МАРТ отметил, что в министерстве понимали риски его введения – с точки зрения вымывания ассортимента, снижения выручки предприятий и их прибыльности, возможного дефицита. Поэтому заняли довольно гибкую позицию и уже несколько раз вносили изменения в постановление N 713.

Иван Вежновец напомнил, что правительство поручило МАРТ создать постоянно действующий экспертный совет по вопросам ценообразования, который будет анализировать текущую ситуацию на рынке и вносить предложения по корректировке законодательства. В скором времени он будет сформирован, сказал Вежновец. По его словам, работа совета будет выстраиваться исходя из следующих постулатов: «справедливое ценообразование, выполнение параметра по инфляции и не ухудшение финансового состояния предприятий».

Замминистра экономики Дмитрий Ярошевич сказал, что для торговли «не то время, чтобы делать сверхприбыль». Другое дело — высокотехнологичные предприятия.

— Мы понимаем, что для выпуска инновационной продукции надбавка в 20–30% может быть недостаточной. Предприятия инвестируют в НИОКР, а для этого нужна хорошая прибыль. Мы будем думать, как быть, — сказал он.

В настоящее время у бизнеса больше вопросов вызывает постановление Совмина N 114, которым ограничен уровень надбавок импортеров и оптовых надбавок к отпускной цене производителя (импортера) при закупке ряда товаров для нужд агропромышленного комплекса (машины, оборудование, запчасти, семена, ветпрепараты, средства защиты растений, кормовые добавки и др.).

По словам представителей компаний, которые занимаются производством, поставками и реализацией данной номенклатуры товаров, у них есть «запас прочности» для проведения посевной кампании, но сомневаются, что его еще хватит и на уборочную, если не будут внесены изменения в постановление N 114.

Иван Вежновец отметил, что МАРТ не выступал инициатором этих изменений, а оказывал только «методологическую помощь». Он пообещал бизнесу передать их озабоченность в разговоре с представителями Минсельхозпрода. Возможно, в ближайшее время удастся организовать встречу всех заинтересованных для обсуждения спорных моментов и путей их решения.

Наряду с этим первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли не исключил, что аналогичные решения, как в АПК, могут быть приняты и в других сферах.

— Все зависит от ситуации с ценами, от динамики увеличения цен по тому или иному направлению – не только потребительского рынка, но и в области промышленного производства, оказания услуг, — сказал чиновник.

Один из таких документов может быть посвящен регулированию ставок аренды в торговых центрах.

— На текущий момент такое решение не принято. Но это посыл бизнесу, чтобы он понимал, какие решения могут быть приняты, – сказал Вежновец. – Если мы будем видеть, что арендная плата будет необоснованно расти, то решения об ограничении ставок могут быть приняты. Повторюсь, такой подход касается абсолютно любой отрасли, где темп роста цен будет выше прогнозного параметра инфляции. Это необязательно введение регулирования, но оно возможно. Я прошу это учитывать в своей работе, чтобы оно не было, как снежный ком на голову.

В январе 2023 года инфляция в годовом выражении снизилась до 12% в силу сохраняющихся эффектов контроля за ценами, сдержанного потребительского спроса и коррекционного укрепления белорусского рубля к российскому.

Власти прогнозируют, что инфляция по итогам 2023 года будет не более 7–8%.