Эмоция дня

Мысли вслух

5 фильмов для тех, кому жизненно необходима атмосфера солнечной Франции и Италии

Я никогда не хотела побывать во Франции. Вернее, она была в топе моих вожделенных мест, но точно не в первой тройке. Мне  больше хотелось увидеть восхищающие просторы Исландии, шумный Нью-Йорк и таинственные Арабские Эмираты. Но Франция как-то неожиданно случилась в моей жизни, встретив солнечным Провансом с горячим воздухом и дурманящими видами оливковых рощ и виноградников. И это была любовь. До светлой грусти воспоминаний и томного ожидания новой встречи. Эта любовь и объясняет два первых фильма в моей подборке.

С Италией дела обстоят иначе. Там мне побывать не довелось, но показанная в фильмах расслабленная атмосфера сельской идиллической жизни почему-то мне до щемящего чувства в душе напоминает Прованс. Так в подборке появились еще три фильма – на этот раз про Италию.

Как вообще сформировалась  эта подборка? У меня был долгий тяжелый период – и мне так хотелось красоты, хотелось вспомнить то восхищение, с которым я бродила по Старому порту в Марселе, выбирала лавандовое мыло в Валенсоле и мерила белорусскими босоножками роскошную брусчатку Авиньона. Хотелось впечатлиться, вдохновиться и вспомнить, каково это – сделать первый вздох в новой стране. Надеюсь, мои фильмы станут и чьими-то еще – например, того, кому, как и мне, в эти ковидные времена хочется посмотреть на небо с другой точки земного шара. Поехали?

 «Каникулы в Провансе» («Совет мистраля») (2014)

Прованс, столкновение поколений, Жан Рено и душевная музыка

Бабушка в исполнении великолепной Анны Гальены везет своих внуков – Лию, Адриена и Тео – к себе домой. Но вот незадача: ее муж Поль – их дедушка – об этом и не догадывается. Причина – ссора между Полем и дочерью, которая обернулась тем, что за 17 лет дедуля ни разу не видел внуков. Здесь и начинается славная история «притирания» поколений и открытия новых граней друг в друге.

Действие происходит на фоне великолепных оливковых рощ, а еще зритель увидит атмосферные праздники французской провинции, великолепный Камарг, вызывающий слезы восхищения, и размеренный быт местных жителей с душевными посиделками с друзьями, соседями, которые за много лет «совместной» жизни стали родными, неспешной рутиной ежедневных забот. Кстати, я увидела Прованс именно таким – уютным, бежево-рыжим (бежевый от обилия песка, камней, сухой травы, рыжий от черепичных крыш), с жарким воздухом, мистралем, наводящим свои порядки, вкусной, натуральной пищей, радостными, умиротворенными людьми, кайфующими от этой простой жизни без спешки.

Роль Поля исполняет Жан Рено – и это уже необычно: в фильме мы видим принципиального и местами жесткого дедушку, а не брутального чудаковатого «Леона» или других героев кровавых боевиков. И именно он – Поль – раскрывается как образ многогранный: чего стоит только хиппи-прошлое с путешествием на «Триумфе» (мотоцикл) по всему миру.

Душевно, светло, легко – именно такое впечатление остается после фильма. И безумно хочется увидеться с Провансом. Хотя бы еще раз.

 «Хороший год» (2006)

Прованс, эгоист-карьерист, виноградники и размеренный быт поместья

«Хороший год» считают главным фильмом о Провансе: он был снят по главной серии книг о Провансе, которую создал  Питер Мэйл, восхищенный юго-востоком Франции. Кстати, читая его книги, я просто восхищалась, как точно передано все, что я видела своими глазами.

Правда, фильм начинается далеко не с виноградных лоз и цветных деревянных ставней уютных особняков – сначала мы видим Лондон, будто нарочно снятый в сине-серых холодных тонах. Макс Скиннер – успешный, самодовольный, эгоистичный брокер. Внезапно он узнает, что унаследовал шато и виноградники в окрестностях Люберона. Чтобы как можно быстрее продать поместье, он отправляется в Прованс. Но, по традиции киношных сюжетов, что-то идет не так. Макс внезапно вспоминает своего эксцентричного дядю, который и оставил ему наследство, их игры в теннис, плаванье в бассейне, романтичную французскую музыку на фоне, все жизненные уроки, которые Генри (дядя) преподал «Максу на миллион». А еще Макс встречается с виноделом Дюфло, который всю свою жизнь посвятил виноградникам Генри, его импозантную супругу и, конечно, Фанни Шеналь, которая оказывается той девочкой, с которой Макс читал у бассейна 20 лет назад. Останется ли Макс прежним? Или его ждут глобальные изменения?

В отличие от Лондона Прованс подается наполненным светом и солнцем. Действие разворачивается на фоне виноградников, где не нужно спешить, вычеркивать дела в ежедневнике, где нужно просто радоваться вкусному обеду с потрясающими видами. Кстати, в фильме вино Coin Perdu окружено тайнами и домыслами – и почему-то его непременно хочется продегустировать! Кстати, оно существует – более того, это легенда, которая производится из даров столетних виноградников.

«Римские свидания» (2015)

Итальянская провинция, захватывающие приключения и Рауль Бова

Мэгги в исполнении Сары Джессики-Паркер распланировала отпуск в Риме и его окрестностях до мельчайших деталей. Правда, у ее дочери-подростка Саммер свои планы: ей позарез нужно вернуться в США, чтобы выручить бойфренда (он окажется так себе хорошим человеком, что очень ожидаемо). Героини приезжают не куда-нибудь, а в поместье, где прошла юность Мэгги. Конечно, без встречи с человеком из прошлого Лукки (красавец Рауль Бова) не обошлось. И, как всегда, этот человек из прошлого оказывается кем-то большим, чем просто соседом. Но пока эти догадки уходят на второй план, ведь у Лукки есть престарелая, но невероятно взбалмошная мама Кармен (Клаудия Кардинале), которая зачем-то норовит сбежать в Рим.

Как только Саммер и Кармен понимают, что обеим нужно в Рим (Саммер – в  аэропорт, а Кармен – на собственную свадьбу!), начинаются настоящие римские приключения. Между прочим, на шикарном красном кабриолете Альфа Ромео. И да, будет хэппи-енд: герои найдут не только себя, но и свою любовь.

Уютные зарисовки атмосферных пригородов Рима сменяются роскошными панорамами Вечного города… прямо дух захватывает! Будет весело, остроумно, иронично, немного грустно, обидно и безумного душевно.

«Под солнцем Тосканы» (2003)

Восхитительная Дайан Лейн, драма, желание, которое исполнится, особняк и… снова Рауль Бова

Развод, потеря большей части имущества, утрата себя,  крах жизни – все это приводит писательницу Фрэнсис (Дайан Лейн) в поездку по Тоскане. Совершенно случайно автобус проезжает мимо поместья, которое Франсис уже видела на фото объявления о продаже на рынке. Она выходит на этой «остановке», которая оказывается стартом ее новой жизни. Старинная вилла, владелицей которой стала Фрэнсис, магическим образом сводит ее с интересными людьми и меняет жизнь. Она знакомится с нотариусом, который станет верным другом и помощником в ремонте, с бригадой строителей-эмигрантов, каждый из которых раскрывается как огромная человеческая история, с импозантной Кэтрин, одержимой образами Феллини. А еще встречает харизматичного ухажера в исполнении Рауля Бова (честно, он случайно попал в мою подборку дважды!), а затем и находит свою настоящую любовь.

В фильме есть две особые сцены – очень символичные. Каждое утро Фрэнсис видит со своего балкона, как господин в годах меняет цветы у небольшого алтаря. Она машет ему, улыбается, но не получает ответа. Но все же получает – в самом конце фильма. Может быть, это символ перерождения героини?

Роскошная Тоскана, где перемешано все – солнце, взмывающие к небу холмы, бескрайние шири виноградников, старинные домики с глиняными крышами, влюбляет в себя. Раз и навсегда!

«Сделано в Италии» (2020)

Живописные виды, искусство, атмосферный особняк и любовь

И снова Тоскана! В полуразрушенный особняк приезжает известный лондонский художник Роберт вместе с сыном Джеком (кстати, Лиам Нисон и Майкл Ричардсон – реальные отец и сын). Джек – галерист, который всей душой любит свое дело. Но есть проблема: галерея принадлежит семье его жены – бывшей жены. Она предлагает Джеку выкупить галерею, а деньги получить можно лишь одним путем – продать именье в Тоскане.

Но Тоскана открывает совсем другие грани личности: за нелюдимостью Роберта скрывается драма (он потерял жену – мать Джека), за бравадой Джека – одиночество, разрушенные отношения и стремление во что бы то ни стало спасти дело жизни. Дом требует косметического ремонта – и герои остаются здесь на несколько дней. И эти несколько дней меняют все: расставляют точки над i в отношениях отца и сына, помогают героям найти себя и свою любовь. Вот так реставрация дома превратилась в реставрацию отношений. Да и как можно не задержаться в Тоскане?! Она не отпускает! Душевные посиделки с друзьями на свежем воздухе, бескрайние панорамы виноградников, забитые под завязку гостями милые кафешки с вкусной едой, громкой живой музыкой и расторопными официантами… разве можно если не проникнуться, то хотя бы не умилиться этому?

Конечно, это не все! Если хотите окунуться в атмосферу автопутешествия по Провансу, посмотрите «Париж подождет», где, к слову, тоже снимается Дайан Лейн. А если жаждете Италии, вечернюю компанию Вам составит «Ешь, молись, люби», «Письма к Джульетте», «Однажды в Риме» и «Прости за любовь» (Рауль Бова – честно, он снова в списке оказался случайно). Может, что-то удивит наивным сюжетом, что-то излишним простодушием или романтичностью, но Вы точно получите удовольствие от визуального ряда. Кто-то вспомнит о своих путешествиях, а кто-то намечтает новые … Пожалуй, это то, что бывает нам так жизненно необходимо.

Мысли вслух