Эмоция дня

Мысли вслух

5 игр, которые помогут научить ребенка самостоятельности

Дети охотно копируют поведение взрослых, но почему-то это плохо работает, когда речь идет о самостоятельном решении непростых задач – например, об уборке. Малыши быстро понимают, что уборка – это скучно и довольно сложно. А ее результат в виде идеальной чистоты им еще не так интересен, как мамам и папам. Поэтому большинству родителей миссия привлечь малыша к наведению (и поддержанию!) порядка дается трудно, а некоторые вообще постоянно балансируют на грани провала. В этом случае не помощь придет старый как мир метод – игра.

1. Кто быстрее?

Дети обожают соревноваться: кто быстрее съест обед, кто быстрее оденется, кто быстрее добежит по лестнице до квартиры – их захватывает возможность одержать победу, уверенность в своих силах (у малышей, как правило, еще не наметились проблемы с самооценкой, которые одолевают взрослых). А значит, эту игру можно использовать и в благих целях уборки.

К примеру, каждому участнику гонки достается по одной комнате и, скажем, 60 минут. Задача – качественно прибраться и сделать это быстрее других.

Победитель получает приз – например, возможность самому выбрать десерт или фильм, который будет смотреть вся семья.

Такой подход показывает, что уборка может быть веселой: ребенку – весело, маме – полезно. Все счастливы.

2. Победителю всегда везет.

Этот метод позволяет увязать семейный отдых с рутинной уборкой. Например, можно устроить турнир по настольным играм, спартакиаду в ближайшем парке или тест на знание персонажей из мультфильма «Винкс» (про фей, но классика типа «Ну погоди!» или «Винни Пуха» тоже подойдет).

До проведения соревнования нужно разделиться на две команды (например, мама и сын, папа и дочка) и оговорить, что победителю достается «легкий» список уборки, а вот проигравшим придется выполнять дела, которые всех тяготят (привет, котиный лоток, клетка кролика или чистка ковра!).

3. Minutes‑to‑Win‑it.

Наверняка, на свадьбе или дне рождении Вам доводилось участвовать в конкурсах а-ля понять, какой овощ положили тебе в рот, съесть как можно больше пирожных, или найти своего суженного с закрытыми глазами (трогать – можно, смотреть – нет). У всех этих конкурсов есть общая черта: они имеют ограничение по времени (зачастую – 1 минута). Можно еще и музыку живенькую добавить.

По такому же принципу можно организовать уборку. Для этого нужно заранее составить список маленьких, но нужных дел. А затем выдать всем участникам по одной задаче. При ее выполнении уложиться надо в минуту (или в 5 – в зависимости от возраста ребенка и сложности дела).

Понятно, что весь процесс уборки организовать в стиле Minutes‑to‑Win‑it будет сложно (ведь есть большие дела, которые нужно делать качественно, а не быстро – например, мыть полы, пылесосить, протирать пыль). Поэтому 90% уборки можно проводить стандартно, а вот 10% отвести под Minutes‑to‑Win‑it. Этот прием поможет взбодрить подуставших участников.

Какие дела можно сделать за минуту (5 минут)? Этого времени ребенку хватит, чтобы прибраться на своем столе, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, найти пару всем носкам-потеряшкам или собрать с пола разбросанное белье.

Мотивации ребенку добавит награда. Например, тот, кто уложился в свое время в предыдущем раунде, может самостоятельно выбрать задачу, которую будет решать в раунде последующем.

Кстати, метод Minutes‑to‑Win‑it пригодится не только для уборки, но и для формирования других навыков самостоятельности. Например, 5 минут ребенку хватит на то, чтобы надеть колготки (дети их терпеть не могут), или вывернуть одежду, которую стянули с себя как попало (тоже не самое любимое их дело), или развязать узлы, мудрено закрученные на своих же ботинках.

4. Дартс.

С детьми постарше можно играть в дартс – не на интерес, а на задачи по уборке. За каждым сектором мишени закрепляют одну задачку (можно прикрепить листок в надписью): по краям – задачки посложнее, в центре – задачка полегче (или вообще «вольная» –возможность пропустить раунд уборки).

Конечно, всем захочется устроить себе передышку, но вряд ли все члены Вашей семьи – образцовые метатели дротиков. Каждый будет стараться попасть в заветное «яблочко», но на пути к цели обязательно пару раз попадает в другие секторы, где его ждут вполне реальные дела.

Дартс можно привлечь и к другим «самостоятельным» задачам. Попал в десяточку – мама поможет со складыванием рюкзака, не попал – фортуна велит все делать самому.

5. Оплата труда.

Платить за помощь по дому настоящими деньгами психологи считают неправильным: в этом случае ребенок замотивирован доходом, а не, к примеру, помощью маме. Кроме того, ребенок, который вырос в такой «коммерческой» схеме, будет и во взрослой жизни ждать денежного поощрения за рутинные дела. Но, к сожалению, когда ты большой, никто не стремится платить за заправленную постель, вымытую посуду или донесенные до корзины с грязным бельем носки. А делать это придется, если нет цели поселиться в рассаднике хаоса, конечно. Обязанности – это нормально: неплохо было бы усвоить это с детства.

Но все же систему можно модифицировать. Например, придумать внутрисемейную валюту, которую ребенок будет зарабатывать, выполняя поручения. Например, уборку своего рабочего стола можно оценить в 10 клининг-рублей, а очистку клетки хомяка – в 100 клининг-рублей. Правда, заранее придется озадачиться и, во-первых, назначить цену каждому делу, а во-вторых, придумать, на что валюту можно потратить. Так, можно вместе пойти в парк на прогулку – 50 клининг-рублей, а если хочется в пиццерию или в аквапарк, придется заработать 200 клининг-рублей. Можно также предусмотреть возможность «откупа» от не очень приятного дела: например, передача обязательств по чистке кроличьей клетки – 100 клининг-рублей.

Кстати, так можно и счет прокачать, и даже азы финансовой грамотности освоить.

Обратите внимание, что не обязательно изобретать велосипед. В Вашем арсенале уже есть готовые игры, которые можно просто модифицировать. Например, игра в кости. На кубик нанесены цифры от 1 до 6 – «назначьте» для каждой цифры свое дело и бросайте кубик, скажем, по три раза. Выпало 3? Волею судеб ребенок отправляется на спецзадание по мойке посуды. Выпало 6? Это «номинал» для вытирания пыли. Выпала единица? Ваша миссия – мытье пола.

Аналогичным образом можно поступить с дженгой (из деревянных брусков строят башню). Приклейте на каждый брусок номер и «закрепите» за ним домашнее дело. Задачка достается тому, кто обрушит башню: какая цифра была на роковом бруске, такое задание Вам и поручат. Чтобы у каждого из игроков сформировался свой список задач, нужно провести пару раундов.

Кроме сугубо практической выгоды, у такого подхода есть и еще один плюс: он позволяет проводить больше времени вместе. А это необычайно ценно в условиях тотальной занятости и спешки.

Мысли вслух