Эмоция дня

Мысли вслух

7 признаков псевдоэффективных и по-настоящему эффективных работников

Мир помешан на эффективности. Кажется, все вокруг признают только движение вперед, а передышку, отдых (а тем более выходной, отпуск) рассматривают как безделье, как страшную перспективу отстать и выбыть из этой славной гонки. Героем нашего времени стал суперчеловек, который может работать почти круглосуточно, которому не нужен сон, который выживает на одной гиперответственности и суперкреативности. Плохая новость: такой работник не эффективен.

7 признаков неэффективности

Как бы мы ни лелеяли годами сформированные стереотипы, человек, который соответствует приведенным ниже критериям, эффективным сегодня не считается. Итак, об эффективности не стоит даже думать, если работник:

1. Постоянно задерживается на работе – буквально живет в офисе.

2. Берет работу домой, за «довыполнением» текущих задач проводит все выходные.

3. Боится делегировать. Ему проще, быстрее и удобнее все сделать самому, чем учить кого-то и мириться с его ошибками.

4. Не берет отпуск (да, года три подряд).

5. Проявляет истинный (нет) «героизм духа», живя на кофе и крепком чае.

6. Готов взять на себя ответственность за всех вокруг и, как истинный супермен, выполнить их работу «правильно и как надо».

7. Считает себя незаменимым кадром, без которого рухнет буквально все.

Чуда не случится: работник, который существует «на износ», рано или поздно выгорит. И ни о каком героизме духа речи идти не будет: организм попросту «выключится» и потребует свое «упущенное» время на отдых и восстановление.

Последствия подхода «я – суперспециалист»

Действительно, есть люди, которые живут, дышат, горят и болеют своей работой. Они могут не есть и не спать, но при этом блестяще решают рабочие задачи и виртуозно генерируют креативные идеи. Только их очень мало. Большинство же (речь о 99%!) не способно выдерживать такой темп месяцами, годами. В подобной ситуации мало кто просто берет отпуск – как правило, наступает полное разочарование в некогда любимой работе/коллегах/руководителе, даже в зарплате, которая вполне устраивала. Кстати, так люди и отправляются на поиски себя, переселившись из строгого костюма в офисе прямо в купальник на необитаемом острове, начинают проповедовать философию жизни для себя,  замедляются (это называют модным словом дауншифтинг). Это не плохо, но лучше достигать новое мировоззрение не таким кардинальным способом.

Не стоит думать, что такая псевдоэффективность вредит только самому человеку – нет, она затягивает всех вокруг. Особенно если речь идет о руководителе. Его подчиненные по-хорошему хотят соответствовать «образцу», поэтому перерабатывают, отказываются от отпуска, берут на себя еще больше задач, «хватают» ответственность даже там, где она их не касается. А передышки, кофе в обед или безобидные пятничные вечера за настольными играми начинают восприниматься как злостный простой, как диверсия. Это приводит к хаосу. Люди, которые не справляются с такими темпами, уходят (в лучшем случае на выходной, в худшем – в бессрочный отпуск). Отношения в коллективе разлаживаются: еще бы, ведь все хотят перепрыгнуть, «переработать» друг друга. О какой эффективности можно говорить в такой атмосфере?

Суперспециалистов невозможно контролировать. Нет, речь сейчас идет не о хитрых психологических приемах с целью манипуляции, а о повседневном наблюдении за ходом рабочего процесса. Например, все уходят в 18.00, а суперспециалист остается в офисе до 23.00. Или на выходном все занимаются домашними делами, а суперспециалист копается в рабочих проектах – и ему жуть как хочется обсудить все это с руководителем (а руководитель любит спать в субботу до 11, или на рыбалке, где важна тишина и умиротворение, или на юбилее товарища). Иными словами, такие работники требуют особых условий – это «сбивает» отлаженный рабочий процесс. Есть и другая опасность – суперспециалист пытается отказаться от ответственности за свои ошибки, прикрываясь тем, что он работает больше и усерднее других (и вообще ничего не жалеет для общего блага).

7 признаков эффективности

Так какой же специалист сегодня считается эффективным?

1. Умеет организовать рабочий процесс в отведенных временных рамках (как правило, стандартные 8 часов).

2. Снова-таки в рамках рабочего графика может выделить время на то, чтобы спокойно обдумать условия нового проекта, изучить дополнительную информацию, придумать новую концепцию.

3. Умеет организовать, структурировать дела. Это важно в случае, если специалист заболеет или ему понадобится незапланированный выходной: организованные, структурированные дела легче передать другому сотруднику.

4. Спокойно делегирует задачи (и не дергается, что кто-то сделает не хуже, чем он, а просто не так, по-другому).

5. Соблюдает work-life balance. Когда по-настоящему эффективный работник выходит из офиса, его жизнь на этом не заканчивается. У него есть увлечения, планы, общение – все то, что помогает расслабиться, отвлечься от работы, чтобы напитаться силами как раз для этой самой работы.

6. Легко говорит «нет», если чувствует, что нагрузка большая, что он не «вывозит».

7. Признает свои ошибки и исправляет их, не прячется за былыми «заслугами».

Конечно, многим руководителям суперспециалисты кажутся очень привлекательными, но, ставя на таких работников, Вы должны помнить, что можете как выиграть, так и проиграть. Психологи рекомендуют не культивировать на рабочем месте гиперэффективность и мягко «загонять» суперспециалистов в более-менее «нормальные» рабочие рамки. В итоге такая позиция будет выигрышной как для самого человека, так и для компании.

А как быть, если Вы и есть этот самый суперспециалист? Начните с малого! Уйдите домой вовремя и попытайтесь в окружении домашних (и кота, разумеется) хотя бы пару часов не думать о работе.

Мысли вслух