Эмоция дня

Мысли вслух

7 секретов французских родителей, или Почему же их дети не плюются едой?

В 2012 году свет увидела книга американской журналистки, переехавшей в Париж, Памелы Друкерман. И получила она привлекательное интригующее название «Французские дети не плюются едой». Я прочла книгу в конце 2013 года – как раз тогда, когда сама стала мамой. Содержание книги меня местами шокировало: тогда, еще не имея «насмотренности» французского опыта, я подумала, что советы к нашим реалиям неприменимы. А может, их просто не получилось применить у меня.

Все изменилось, когда я оказалась во Франции. Помню, мы пришли в известный рыбный ресторан отметить наш приезд. За соседним столиком на живописной террасе с видом на море разместилась большая семья – человек 10, среди них – 4 ребенка. Я, кстати, тогда тоже была с ребенком – почти с четырехлетним. Маленькие французы были приблизительно такого же возраста. Они спокойно сидели, потом играли возле родительского стола, ели рыбу (!) вместе с другими членами семьи, никакого ора и дергания скатерти. И вот тогда я подумала, что в книге есть толк – нужно просто внимательнее прислушаться. К слову, моя четырехлетка дергала скатерть, пыталась драматично сползти со стула (маааам, скуууучноооо!) и затребовала детское меню с картошкой фри (ешьте сами своего сибаса!).

Что же такого особенного знают французские родители?

1. Знаменитый метод «паузы».

Краеугольный камень французского воспитания. И первое грандиозное открытие! У нас точно делают по-другому.

Суть  метода «паузы» состоит в том, чтобы не бросаться к ребенку по первому требованию. Это касается как младенца, который проснулся посреди ночи, так и более взрослого ребенка, который, к примеру, плачет или требует внимания.

Выдерживая паузу, французские родители учат детей терпению (важный навык, ведь во взрослой жизни частенько приходится ждать).

Как было у меня? Как только дочь начинает хнычить в кроватке, супермать (нет) бежит на помощь. Пытается взять на руки, покормить. Но суть в том, что малыш может просыпаться не только по причине голода, холода или мокрого памперса. Он может испугаться движения собственных ручек и ножек (младенцы их еще не контролируют, поэтому без казусов не обойтись), проснуться без причины. И если его не трогать, есть вероятность, что он заснет самостоятельно. Кстати, тоже нереально важный навык – засыпать без танцев с бубнами и родительских выступлений, которым бы позавидовали даже в цирке Дю Солей.

Причем метод «паузы» реализуется везде – от сна до питания. Со сном все более-менее понятно: даже если малыш плачет, к нему не бегут стремглав. Кстати, психологи считают, что такой подход оправдан в глобальном смысле: понимая, что никто не прибежит по первому зову, ребенок привыкает к «одиночеству», учится полагаться на себя. Звучит, конечно, грустновато, но во взрослой жизни пригодится.

А что с питанием? Удивительно, но у французов вообще не принято «кусочничать» и пить чай посреди дня (как я страдала!). Это же касается и детей. Даже самые маленькие едят 4 раза в день – в 8, 12, 16 и 20 часов. Если поначалу режим сбивается, то родители намеренно постепенно его нормализуют.

2. Ребенок – маленькая личность.

Французские родители говорят со своими детьми – даже с детьми, которым пару месяцев от роду. С младенцами общаются так же, как если бы говорили с любым другим членом семьи.

Например, французские психологи считают, что перед тем как оставить ребенка засыпать одного, нужно ему объяснить суть процесса: он засыпает сам, не беспокоится, а мама всегда рядом. Автор приводит диалог с доктором:

– Если ребенок просыпается десять раз за ночь, на следующий день его мать не сможет пойти на работу. И он понимает… нельзя просыпаться десять раз за ночь.

– Что, прям так понимает?

– Дети все понимают.

Французские  родители полагают, что их крошки не такие уж и беспомощные, они способны понимать, а значит, могут учиться.

3. Даже у маленького человека должно быть личное пространство.

Французские мамы и папы не боятся оставлять ребенка в кроватке или отправлять в другую комнату (если он здоров и бодр, конечно). Ребенку полезно научиться занимать себя самому, а маме жизненно важно отдыхать. Может, поэтому французских мам рисуют тонкими и грациозными, а мам в нашем обществе представляют как злых теток с бигуди и в грязном халате?

4. Жизнь не вертится вокруг ребенка.

Это у нас привыкли, что с появлением ребенка жизнь начинается вращаться вокруг него. Сначала кормления и бесконечные выматывающие ночные бдения, потом сад, потом школа, потом университет – работа – семья и так до бесконечности.

У французских родителей подход кардинально другой. Они не считают, что с появлением ребенка их жизнь закончилась. Они не отказываются от походов друг с другом в кино, от гостей, от путешествий. Приблизительно с 4-месячного возраста (а может, и раньше) малыши «выходят» в свет – на вечеринки к друзьям, в галереи, в кафе. Кроме того, малышей довольно рано отдают в ясли – и никто не считает это зазорным, не кидается в женщин обвинениями в стиле «плохая мать». Причем главное в яслях – это общение, а не раннее развитие и (уже!) подготовка к школе.

Конечно, влияет и окружение. Вряд ли в кафе кто-то будет закатывать глаза и нервно теребить  салфетку при виде семьи с детьми – даже бегающие дети не доставят никому дискомфорта: это же дети.

Только пару первых месяцев после рождения французские родители «присматриваются» к малышу, изучают его режим. А затем виртуозно подстраивают этот режим под себя, а не себя под режим. Это дает маме возможность не замыкаться на малыше, а продолжать жить своей жизнью – посещать йогу, пить кофе с подружками, готовить любимые блюда, покупать новые платья, ходить в магазин в конце концов.

А еще мамы обычно спустя 3 месяца после родов выходят на работу. И тоже не чувствуют никаких угрызений совести. Они уважают свои интересы и не хотят быть «прислугой» для собственного малыша.

5. Дети должны знать слово «нет».

В нашем обществе детей часто называют избалованными (кстати, почти всегда это в самую точку). Дело в том, что родители нередко потакают детям, абы «дитятко не плакало».

У французов таких вольностей нет (так как ребенок не король). Автор пишет: «… умение воспринимать отказ – такой же важный шаг в развитии, как обучение сну. Дети осознают, что в мире есть другие люди и у этих людей есть потребности, которые  не менее важны, чем их собственные». Причем обучение восприятию отказа, терпению французские эксперты рекомендуют начинать… с 3–6 месяцев! Зачем такие сложности? Все логично: по мнению психологов, дети, которые осознают определенные рамки, растут более счастливыми, а их психика более устойчива. Кроме того, мелкие разочарования в результате отказа дают ребенку понять, что он не всесилен, что он равен другим людям (снова-таки подчеркивается, что во французской семье ребенок не король).

6. Частая похвала не нужна.

Если честно, я привыкла к тому, что на все достижения ребенка надо отвечать в стиле «молодец», «как круто». Но недавно в паблике в Инстаграме (провожу время с пользой) я прочла, что лучше не «симулировать» восторг или радость, а задавать малышу конкретные вопросы, которые покажут Вашу вовлеченность. Например, если ребенок принес рисунок, можно спросить, почему он нарисовал именно это, почему выбрал такие цвета, отметить, что особенно понравилось.
Аналогичного подхода придерживаются и французы: они не хвалят детей «наигранно», поскольку считают, что слишком частая похвала развивает зависимость от одобрения извне. А дети, как мы уже поняли, должны расти самостоятельными.

7. Обучение без «дрессуры».

Среди французов нет тотального увлечения ранним развитием до изнеможения, их дети не ходят на пятнадцать кружков и дополнительных занятий так, что даже есть им приходится на бегу.

Например, Памелу Друкерман возмутили занятия плаванием в центре раннего плавания. Потому что детей там… плавать не учили! Они просто играли, резвились, купались. Автор спросила у инструктора, почему так. А он ответил: «… цель занятий – познакомиться с водной стихией, пробудить связанные с этим ощущения». Именно так – просто, легко, без всякого насилия. Кстати, французы учат детей плавать только с 6 лет.

По мнению  многих французских пар, гораздо важнее научить ребенка быть вежливым, а не читать в 2 года и не говорить по-немецки в 3 года. Поэтому даже от самых крох Вы непременно услышите сильву пле, оревуар, бон жур и са ва.

Конечно, это не все «изюминки» книги, но я постаралась передать основные моменты. Да, некоторые из перечисленных положений слишком для нас непривычны, нехарактерны для нашего общества. Но это не делает их плохими – они просто другие. Да и пробовать новое всегда полезно.

Кстати, во время своих французских каникул я действительно убедилась, что маленькие французы более терпимые, терпеливые и спокойные, чем моя белорусская егоза. Большинство из них сидели рядом с мамой и папой под тентом на пляже, копались в песке и уж точно не бежали в море в истерике «хочу купатьсяяяяя». А еще во французском родительстве папа – не дополнение к маме, а самостоятельный и очень важный персонаж. Поэтому папы с колясками и маленькими детьми были повсюду – на пляже, в кафе, в магазинах, на улицах, в парках аттракционов. И это так непривычно, хотя я все чаще вижу пап на прогулке с детьми и у нас. Радует.

Мысли вслух