Эмоция дня

Мысли вслух

Денег нет: как объяснить ребенку, что купить все невозможно

О детских хочу ходят легенды. Страшные легенды, если учесть, что своим «хочу» крохи штурмуют родителей ежедневно, да не по одному разу. Только за вчера моя «кроха» попросила штатив, новую кольцевую лампу (одна у нас еже есть!), босоножки на огромной платформе и еще какую-то штуку для концерта модной подростковой группы, о предназначении которой я и не догадываюсь. И это только до обеда!

Разумные доводы про культуру перепотребления и экологические проблемы можно смело оставить при себе – дети еще не мыслят так масштабно. К слову, и уверения в том, что денег осталось в обрез – тоже не лучшее средство. Но как тогда быть?

Почему детям надо все на свете?

Нет, они точно не хотят уничтожить нашу планету и увеличить мусорное пятно, дрейфующее в Мировом океане, до размера Евразии. К слову, разорить Вас они тоже не хотят. Просто они могут сравнивать себя и других – и эта опция включается как раз года в 2–3. Именно в это время счастливые родители обычно сталкиваются с первыми «показательными выступлениями» в магазине. Без шуток: моя мама до сих пор – а мне, на минуточку, уже 35 лет – вспоминает, как я в 3 года валялась на полу в магазине и кричала в духе «без куклы не уйду!».

Умение сравнивать себя с другими – это инструмент для роста и развития. Да, это благодаря ему ребенок потом – в будущем – научится распознавать свои «слабые» места, работать над ними и добиваться целей. Но пока сравнения довольно примитивные. В самом начале они помогают ребенку выделиться: как правило, он замечает, чем лучше других (выше, сильнее, быстрее, читаю 100 слов в минуту). Но потом, по мере пребывания в окружении других детей, чадо понимает, что ему доступно не все, что у других может быть то, чего у него нет. А значит, и ему надо. Отсюда и «хочу колготки со стразами, как у Машки» или «жить не могу без черной машинки-модельки, как у Сережи». Вот только «с возрастом» аппетиты растут – и вот уже безобидные колготки какими-то страшными чарами превратились в дорогущий смартфон последней модели.

И как с этим быть?

Конечно, ребенок не настроен на задушевные разговоры о планировании и финансовых потоках. Того и гляди, сейчас разразится тирадой о том, что, если ему что-то не покупают, значит, его не любят. Поэтому настраивайтесь на то, что легко точно не будет. Но «нелегко» не значит «невозможно».

Первое, что советуют делать психологи, – это говорить. Разговоров будет много, они будут однообразными. Но они нужны. В первую очередь следует почаще напоминать ребенку о том, что все люди разные – у них разные мнения, разные занятия и разные потребности. В мире взрослых нормально, когда кому-то не нужна крутая машина – ему и его «ласточка» с 30-летним стажем вполне сойдет. Но это в мире взрослых: детям этого не понять – у них попросту еще нет столько опыта, чтобы разобраться в своих потребностях. Они банально хотят быть лучше всех. Еще один важный момент беседы – проговаривание ценности вещей. Нет, не в конкретных цифрах, а в тех единицах, которые может понять ребенок, – к примеру, в часах, которые должен потратить родитель, чтобы приобрести очередную игрушку. Это позволит ввести ребенка в большой «финансовый» мир, с которым ему предстоит разбираться.

Есть и еще пара важных моментов:

  • Учите ребенка радоваться простым – бесплатным – вещам

Может, это звучит грустно, мол, «у нас нет денег на мороженое, давай порадуемся цветочкам на клумбе». Но это ценный вклад в будущее малыша. Из ребенка, который привык получать радость только при покупках, вырастет точно такой же взрослый. Но подобное отношение к деньгам ведет к неизменным проблемам, а еще буквально лишает человека радости. Деньги могут закончиться, любимый магазин может закрыться, с работы могут уволить, бизнес может прогореть – и что тогда? Жизнь потеряет смысл. Я обожаю фразу: «Лучшие в жизни вещи – это не вещи». Хотелось бы, чтобы ей прониклось и мое чадо.

И как же научить ребенка радоваться мелочам? На личном примере. Допустим, когда Вы куда-то идете вместе, обсуждайте, что видите-чувствуете вокруг: пахнет осенью, светит солнце, собирается дождик, на дереве – сто оттенков зеленого. В конце концов это так же влияет на наше настроение, как и толщина пачки купюр в кошельке.

  • Не «табуируйте» тему денег

Есть люди, которым о деньгах говорить просто неловко. Но с этим важно бороться. Ребенок должен знать, как «работают» деньги, как они оказываются у родителя в кошельке, зачем их – кровные – мы несем в магазин и отдаем чужим людям. Когда этого понимания нет, тогда и рождаются все эти детские выраженьица типа «ну так просто больше работай» или «так давай нарисуем побольше денег и пойдем в магазин». Кстати, если родители не считают деньги чем-то постыдным и запретным, то и ребенок не будет смотреть на них так. И это значительно облегчает взрослую жизнь.

  • Приобщайте малыша к распределению денег в семье

Допустим, ребенок не знает, что сестре нужно оплачивать дорогие курсы иностранного языка, папиной «ласточке» позарез требуется новый амортизатор, а мама не отказалась бы от мультиварки, которая значительно бы облегчила жизнь. Конечно, он будет думать, что родители буквально «сидят» на куче денег, а с ним делиться почему-то не собираются. Важно говорить о том, что родители покупают продукты и одежду, оплачивают коммунальные услуги, ремонтируют машину, на которой можно быстрее и комфортнее доехать, скажем, до бабушки, живущей в соседнем городе. Для маленьких детей это будет открытием: оказывается, все достается не просто так. Продвинутые финансовые гуру предлагают говорить с детьми (постарше, разумеется) и о финансовой подушке безопасности. Откладывать деньги (не на черный день, а просто про запас) – еще одна хорошая привычка на будущее.

  • Ищите истинную причину

Зачастую ребенку не нужна сама вещь, зато очень нужны те чувства, привилегии, статус, которые она дает. Дорогой телефон для ребенка имеет те же самые опции, что и бюджетный, но, если на нем красуется модный «лейбл», значит, ты крутой, ты богатый. Может, на велосипеде ребенок вообще кататься боится, но ему страшно, что друзья, которые как раз катаются, перестанут с ним дружить.

Проговаривайте все это. Расскажите о том, что с ребенком дружат не из-за телефона или велосипеда, а просто так. Спросите, почему он дружит с конкретным мальчиком или девочкой? Наверняка, в первую очередь Вам расскажут, что Саша добрый, а Маша красивая, Ира всегда готова помочь, а с Матвеем никогда не бывает скучно.

  • Закрепляйте теорию на практике

Большинство родителей практикует выдачу детям карманных денег. Кроме того, многие родственники на праздники тоже дарят деньги. Но, «финансируя» малыша, не забывайте обучить его тому, куда направлять эти финансовые потоки. Ты можешь купить что-то сейчас или отложить деньги, можно вместе подумать, что было бы неплохо приобрести. Но без перегибов. Если ребенка постоянно стращать, что деньги нужно копить (и ничего не позволять себе здесь и сейчас), то Вы создадите благоприятную почву для формирования синдрома отложенной жизни. Конечно, у тебя все будет. Но потом.

Разумеется, от детского «купи» и идущих за ним бесконечных разговоров о важности денег можно отмахнуться, как от назойливой мухи. Или же бесконечно раздражаться в духе «денег нет, купить не за что». Можно, но не нужно. Родители для ребенка – образец поведения, мировоззрения, проявления эмоций. И если Вы наотрез отказываетесь как-то разбираться в теме, то, скорее всего, в будущем у ребенка также возникнет немало проблем с деньгами. Именно из детства многие из нас притащили во взрослую жизнь установки, что «художник должен быть голодным», или «честно заработать нельзя», или «не в деньгах счастье», или «деньги – зло». Это мешает человеку полноценно жить, раскрываться, развиваться, тормозит его. Мы же научили детей завязывать шнурки, здороваться с соседями и пользоваться ложкой. Так почему считаем, что с финансами они разберутся как-нибудь сами?!

Мысли вслух