Эмоция дня

Мысли вслух

Детская лень. Почему возникает проблема и как ее решить

Мой преподаватель по древнерусскому языку – очаровательная женщина – любила повторять: «Лень – ко всему есть мати». Кажется, такое замечание касаемо студентов вполне оправдано: они часто заняты сотней деятельностей или вообще не хотят учиться, жадно смакуя взрослую жизнь. Однако педагоги и психологи часто так же думают о школьниках. Лень, отсутствие мотивации, интереса пугает оправданно, ведь ребенку нужно выбирать свой будущий профессиональный путь, а как это сделать, если ему ничего не хочется? И если «начальников» с 1 по 4 класс еще щадят («дети же», «еще не адаптировались», «только начали учиться»), то подростки класса с 5-го страдают по полной. Во-первых, от них много требуют, постоянно подстегивают, во-вторых, они и так изо всех сил пытаются справиться с переходным возрастом и кучей проблем, из него вытекающих.

Все ли одинаково ленивы?

Психологи выделяют две группы подростков. Представители первой группы очень активны: как правило, им интересно все и они одновременно занимаются сотней разнообразных дел – рисуют стенгазеты, изучают программирование, декорируют одежду, участвуют в концертах и театральных постановках. Их немного. Но они есть.

Вторая группа объединяет детей, которые плывут по течению. Они иногда делают то, что скажут, не хотят проявлять себя, предпочитают оставлять все, как есть, «не напрягаться». Такие подростки гораздо охотнее доверятся «чужому» мнению (например, родителя), чем будут методом проб и ошибок искать что-то свое. Эта группа, к сожалению, гораздо больше.

Почему так происходит?

Большинство увидит причину в личностных качествах: мол, он ленивый – и все тут. Как клеймо. Однако психологи смотрят гораздо глубже.

По мнению многих экспертов, взрослые внесли в проблему свою  лепту. В качестве примера психологи часто обращаются к советскому образованию, где была значительная ориентация на то, что дети могут сделать своими руками. Например, субботники приучали к труду, сплочали, учили работать в команде. Дежурства по классу учили ответственности. Проведение уроков в младших классах приучало к заботе. Конечно, это лишь одна сторона вопроса, но логика в ней есть. Да, сегодня детям поручают исследовательские проекты, но они для них – лишь сложность, «контрольная работа», за которую многие берутся с неохотой. Нет ощущения того, что исследовать, учиться, замечать, впитывать знания нужно везде и всегда.

Психологи утверждают, что такой подход взращивает в ребенке потребительское отношение: мне ничего не нужно делать, у меня нет обязанностей, а если и есть, я легко могу их проигнорировать – и все равно всегда будут накормлен, напоен, любим, доволен. Кажется, ну что такого, да? Но ведь такое отношение в 13 лет запросто перерастет в такое же отношение в 20 лет, потом в 30 лет, потом в 40 лет. Счастливы ли люди, которые выросли с такой установкой? Реализовали ли они себя?

Что делать?

Родителям, которые хотят вырвать свое чадо из болота лени, показать ему другую сторону жизни, психологи дают только два совета – безустанная, но мягкая мотивация и личный пример.

Личный пример. Ну что может быть проще? Кажется, даже силы прикладывать не нужно. А ведь чем такая позиция отличается от лени, которую Вы хотите искоренить? Ваш ребенок вообще знает, кем Вы работаете? А кто по профессии другие родственники – бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры? Не стесняйтесь рассказывать о своей работе, приводите примеры, показывайте, если это возможно. Часто говорите о том хорошем, что Вам дает Ваша деятельность – наверняка хорошего много (а не только день зарплаты).

Мотивационная работа. Не стоит открыто агитировать – воздействовать нужно мягко. Можно предложить ребенку посетить мастер-класс, творческую мастерскую или научную лабораторию, съездить на экскурсию, провести неделю в тематическом лагере, отправиться на курсы по иностранному языку, сходить к Вам на работу. Возможностей сейчас множество – одна из них точно придется по вкусу Вашему ребенку. Если подросток не хочет идти один, найдите ему компанию или составьте ее ребенку сами. Может, попутно и хобби для себя откроете.

Главный принцип здесь – ненасилие, как у Толстого. Не заставлять, не устраивать исступленные скандалы, не нагнетать, не грозить карой небесной и профессией дворника (замечательная, нужная и важная работа, но почему-то ей больше всего достается, когда родители пытаются увещевать своих чад). Показывайте, предлагайте, инициируйте сами, участвуйте – что-то обязательно откликнется.

Еще один важный аспект – учет таланта ребенка, его наклонностей. Подойдя  с ребенком к подростковому возрасту, Вы наверняка знаете, что рисовать ему нравится больше, чем смотреть мультики, а читать – больше, чем решать примеры. Не использовать эти наблюдения – грех. Однако с этим не так просто справиться, потому что велик соблазн «с высоты прожитых лет» направить ребенка туда, где прибыльнее, а не туда, где интересно и нравится. Помните, что Ваши амбиции – только Ваши.

Моя лучшая подруга обожала рисовать, закончила художественную школу и в юности мечтала стать дизайнером. Но это, конечно, все «ерунда» по сравнению с мечтами родителей о семейном докторе. Нет, сейчас она замечательный врач, который активно узнает новое, не упускает инновации в своей области. Но так было не всегда:  было сложное тестирование по химии, которая не давалась особо, тяжелое поступление, трудное обучение тому, к чему не лежала душа. Может, все было бы иначе, если бы сейчас она каждый день придумывала интерьеры для нового клиента?

Побороть детскую лень можно. Но действовать придется осторожно и последовательно. Параллельно необходимо воспитать и себя: родитель как проводник к будущей счастливой жизнь должен воздержаться от навязывания личных ожиданий и целей. Он может лишь помочь. Эту помощь обязательно оценят.

Мысли вслух