Эмоция дня

Мысли вслух

Диво-дивное! Что такое просьюмеризм и как использовать его в работе и в жизни

Вы когда-нибудь выращивали овощи или зелень самостоятельно? А ездили к бабушке «на картошку»? Может, шили юбку или платье по своему эскизу? Или оформляли интерьер по собственному «дизайн-проекту»? Скорее всего, хоть что-то из этого Вы делали, а значит, уже имеете отношение к такому странному понятию, как просьюмеризм.

Что такое просьюмеризм и кто такие просьюмеры

Просьюмеризм – это социально-экономическое явление, которое набирает обороты последние несколько лет, а своего пика достигло во время пандемии. Суть его заключается в том, что границы между потреблением и производством стираются, то есть потребитель сам является производителем. Поэтому я и привела пример про картошку и бабушку: нет проблемы купить картофель в магазине, но многие все равно тянут спины, перекраивают рабочий график, стонут и страдают, но отправляются копать картофельные плантации в деревню. А потому что «свое», «экологичное – своими руками выращенное, без химикатов и прочего». То есть Вы одновременно и производите продукт, и потребляете его.

Человека эпохи просьюмеризма называют протребителем (да-да, именно пРотребителем). Английское слово prosumer получили методом объединения частей двух слов – PROducer (производитель) и conSUMER (покупатель, потребитель).

Но следует понимать, что протребитель – это не только тот, кто копает картошку, штопает дырку на брюках, разрисовывает стены в своем доме или выращивает на подоконнике шпинат. Это, в том числе, и человек, который использует какой-то товар, им не произведенный, но влияет на его качество – через отзывы, обратную связь производителю.

У просьюмеров есть общие черты:

  • Информированность, инициативность, самообучаемость. Чтобы сшить себе юбку или нарисовать картину для дома, нужно по крайней мере уметь шить или рисовать, не бояться делать это, а при необходимости и подучиться чему-то, чтобы достичь желаемого результата.
  • Гибкость мышления, независимость от мнения окружающих. Одно дело сказать, мол, да эти брюки из… (тут можно вставить название любимого магазина одежды). И совсем другое дело, если ты говоришь, что сделал что-то сам – тут риск подвергнуться критике в разы больше, поэтому важно уметь отстаивать свою позицию и не «вестись» на мнение окружающих.

Для чего все это

Согласитесь, перечисленные качества очень здорово пригодятся нам как в личной жизни, так и в работе. Но какие конкретно выгоды можно извлечь из просьюмеризма?

Для бизнеса

Просьюмеризм – это огромнейший ресурс для бизнеса. В частности, он помогает бизнесу становиться более клиентоориетированным, выстраивать доверительные отношения с пользователями. Ведь клиенты охотно покупают товары и услуги в тех компаниях, которые прислушиваются к их потребностям. Кроме того, просьюмеризм решает множество рекламных и маркетинговых задач: к примеру, новые продукты с «открытым кодом» (то есть покупатель может изменить его «под себя») бьют все рекорды по популярности – даже громкая дорогая реклама им не нужна.

Просьюмеры действительно оказывают влияние на развитие бизнеса. К примеру, производитель сумок не знает, нужен ли дополнительный карман на задней части изделия, и обращается к потребителям с опросом. В результате он создает практичную модель, которая востребована у покупателей, а значит, все довольны: покупатель получает удобную сумку, а производитель – рекламу и прибыль.

Для обучения

Однако бизнес – не единственная «стезя» просьюмеризма. Его принципы активно применяются в современных методиках обучения, в которых обучаемый является не только потребителем знаний, но и их «добытчиком». Отсюда – внедрение интерактивных технологий, нестандартных методов обучения (квесты, «стилизованные уроки» – к примеру, собеседование, расследование или пресс-конференция). Кстати, по мнению психологов, «добытые» самостоятельно знания лучше закрепляются и быстрее усваиваются, чем «готовое» решение.

Для саморазвития

Просьюмеризм способствует развитию креативности. Доказательство этому – время пандемии. Когда люди по всему миру оказались запертыми дома, они стали искать технологии и решения, которые позволяют выполнять прежние функции, поддерживать обычный образ жизни. Так появилось множество онлайн-курсов, платформ для онлайн-обучения, приложений и сервисов для рабочих созвонов с коллегами и общения с друзьями. И создали это все люди – для людей.

Для нового мира

Кроме того, сама идея потребителя-производителя соответствует популярной концепции устойчивого развития: просьюмеры стараются сделать жизнь более устойчивой, а значит, улучшить ее. И это, кстати, касается не только отдельно взятого человека, но и всей планеты в целом, поскольку устойчивое развитие является профилактикой усугубления экологических проблем. К слову, просьюмеризм великолепно вписывается в концепцию трех R – Reduce, Reuse, Recycle (сократи потребление, повторно используй, перерабатывай). Например, сшить блузку можно из остатков ткани (или другой блузки, которая не пришлась по душе). А так как ее фасон будет точно таким, как Вы представляли, то Вы однозначно станете ее носить – она маловероятно будет еще одной каплей в глобальном мусорном море.

Так и выходит, что просьюмеризм выгоден для каждого из нас: он транслирует ценности общности, бережного отношения к ресурсам, а значит, помогает к лучшему изменить наше будущее.

Мысли вслух