Эмоция дня

Мысли вслух

Готовимся к «домашке»: так все же делать вместе или вместо?

Сама по себе школа для большинства родителей – своеобразное спасение: они знают, что ребенок занят, что он не предоставлен самому себе. Но ничто не вызывает столько споров и душевных терзаний, как домашнее задание.

У большинства синхронно начнет подергиваться глаз: мысли о бесконечном уговаривании сесть за уроки, почитать, а может, даже о необходимости стоять над ребенок устрашающим стражем приводят в ужас. И здесь отчетливо слышны две позиции: одни делают задание вместе, а другие – вместо. И что же правильнее?

Зачем вообще «дз»?

Во многих школах мира – например, в Испании, Италии или Финляндии – домашнее задание не задают. У нас же оно довольно объемное. И, конечно, так происходит не из-за учительской вредности. «Домашка» – это способ приучить ребенка к самостоятельной работе, которая, к слову, ему пригодится при подготовке к экзаменам, при поступлении и обучении в вузе. Также «дз» помогает научиться распределять время, просить помощь.  Кроме того, так ребенок становится ответственным, осваивает «взрослую» позицию.

Почему с «домашкой» вообще возникают проблемы?

Дети не хотят делать домашнее задание не только из-за лени. У этого сопротивления могут быть и другие причины:

Не понимает предмет. Для кого-то дебри – это физика с математикой и химией. А кто-то не может усмотреть простые связи в русском языке или литературе. Выход один – помогать: разбирать сложные моменты, вместе делать упражнения, а если родительской помощи уже не хватает, обращаться к дополнительным занятиям с репетитором.

Устал. Иногда график школьника легко дает фору расписанию топ-менеджера. Какие уроки? Тут бы просто спокойно посидеть минуточку.

Боится. Если ребенок боится реакции на ошибку (например, мама будет ругаться или в классе засмеют), то ему проще всячески увиливать от «домашки».

Нуждается в общении с Вами. Дети суперзанятых родителей зачастую привлекают к себе внимание тем, что их не усадить за уроки, а потом тем, что с ними эти уроки приходится делать часами. У ребенка мысль простая: пусть это и не особо хорошо, но зато сейчас мама или папа со мной – и внимание уделяют только мне.

Конфликтует с учителем. В большинстве случаев так и случается: если не нравится учитель, ребенок начинает медленно, но верно охладевать к предмету.

Не понимает сути. «Зачем эти уроки?» – в среде школьников это вопрос, экзистенциальность которого приравнивается к извечному «быть или не быть». Может, Вам и очевидно, для чего задают уроки, а ребенку нет. Поможет откровенный разговор в формате «вопрос – ответ».

Так все же вместе или вместо?

Психологи единогласны: только вместе. И это вместе нужно понимать правильно: не родитель и ребенок сидят и страдают над каждой буквой, а ребенок делает все сам, но при этом знает, что при необходимости ему помогут. То есть ситуации, когда мама после напряженного рабочего дня чахнет над физикой или стоит за ребенком громогласной скалой и бдит, чтобы он не отвел взгляд от учебников, автоматически переходят в ранг абсурдных – они рассматриваться вовсе не должны.

Какие плюсы у подхода «вместе»? Для родителя: Вы можете самостоятельно распоряжаться своим временем – спокойно приготовить ужин после работы, принять ванну, почитать книжку или позалипать в сериал. Для ребенка: он учится брать на себя ответственность, осознает, что школа – это его сфера влияния, что пятерки, как и двойки, получает не мама, а он сам.

Практикуя подход «вместе», родитель должен помнить о паре важных моментов:

Спокойно относитесь к ошибкам. Уверена, Вам не приходило в голову расстраиваться, когда ребенок только учился ходить и постоянно падал. Так и здесь! Причем ошибку всегда можно исправить. Кроме того, это не Ваша ошибка, это не Вам поставили двойку – постарайтесь все же усмирить свой перфекционизм и синдром отличника.

Уберите драму. Да, бывает, что дети чего-то не понимают – у взрослых так же (не забывайте об этом). Поэтому ору, швырянию тетрадей и требованиям переписывать по сто раз места в Ваших «урочных» отношениях быть не должно. Так Вы только оттолкнете ребенка от учебы, сделаете его тревожным, неуверенным.

Разговаривайте. Как-то дочка спросила у меня: «А ты будешь ругать меня за двойку?». Ну я не буду, конечно. Просто меня тоже никогда не ругали за двойку. А вот других ругали – и даже лишали чего-то, наказывали. Важно проговаривать снова и снова, что ошибка – это опыт, что ошибку можно исправить. Во-первых, так дети будут точно знать, что Ваша любовь безусловна, что отношения с родителем прочные. Во-вторых, они станут увереннее в своих силах, самостоятельнее, психологически сильнее, перестанут зацикливаться на негативе.

Отмечайте успехи. Вчера писал с помарками, а сегодня – без единой. Вчера еще размашисто выступал за поля, а сегодня все ровно и стройно. Вчера было «мАлоко», а сегодня там красуется кругленькая «о». Да, даже такие вещи важно отмечать: ребенок чувствует свой прогресс, он уверен в своих силах (а еще уверен в родителях).

Помогите организовать процесс. Почти всем детям – особенно в младшей школе – нужна помощь с организацией времени и пространства. Поэтому Вам предстоит помочь ребенку выбрать оптимальное время для уроков (психологи считают, что это период с 15.00 до 18.00), распределить это время (например, решаю задачу, потом 5 минут отдыхаю), обустроить рабочее пространство (убрать все лишнее, позаботиться о правильном освещении, комфортном стуле).

Придумайте ритуал. Маленькие ритуалы систематизируют нашу жизнь, повышают адаптивность. К примеру, можно отправляться делать уроки после чашки какао, или после игры с кошкой, или после совместной уборки стола после обеда. Это должно быть что-то, что можно делать вместе или хотя бы опосредованно вместе (родитель участвует, но как бы издали – вот какао готовит, к примеру).

Какой бы формат выполнения домашнего задания Вы ни выбрали, в приоритете всегда должны оставаться отношения с ребенком. Да, может, Вас и расстраивает, что дочка не понимает фонетический разбор слова или сыну не даются интегралы, но так ли важно это будет через 10 лет? Очень хочется верить, что родители «прокачались» до того уровня, чтобы оставить все жуткие анекдоты в стиле «Вовочка сделал уроки – мама охрипла, соседи все выучили, а собака пересказала» в далеком прошлом.

Мысли вслух