Эмоция дня

Мысли вслух

Избавляемся от ненужных дел

Сколько дел в Вашем дне? А сколько из них можно не делать?

Сама по себе мысль вычеркнуть что-то из лелеемого, отработанного годами списка может показаться абсурдной. Но стоит подумать более глобально: то, что Вы не должны/не хотите/не планировали, поглощает время, которое могло бы пойти на то, что нужно/важно/очень хочется. И этот конфликт вызывает стресс: Вы просто делаете дела, ставя «галочку» напротив каждого дня, – и так изо дня в день, когда жизнь буквально утекает сквозь пальцы. Это порождает усталость, раздражение, снижает качество жизни и качество взаимодействия с другими людьми.

Психологи утверждают, что в подобных ситуациях действовать нужно кардинально – придется знатно «прошерстить» свой список и оставить в нем только то, без чего никак. Но как это сделать?

1. Дайте себе волю.

И запишите все отнимающие время дела, которые Вы делаете из чувства долга/вины/страха/жалости, которые навязаны кем-то другим. Не нужно думать, можете ли Вы убрать это дело из ежедневного расписания, – просто отпустите свои мысли на волю и пишите.

Что может оказаться в списке нон грата? Длительное ожидание автобуса на остановке, еще более длительное ожидание, пока утром дочка соберется в школу, и, как результат, вечные опоздания. Выполнение уроков с сыном-восьмиклассником. Выгул соседской собаки, потому что его хозяйка «проспала». Сбор и расставление по местам валяющейся по коридору обуви всех членов семьи, которые упорно не хотят видеть обувницу. Постоянная помощь коллеге, которая хочет уйти вечером раньше, а Вас просит доделать свою работу.

2. Оцените ситуацию.

Записали? А вот теперь пришло время оценить степень важности-нужности. Этот список ненужных дел будет устрашать, заставлять Вас чувствовать себя некомфортно, будет соблазнять желанием включить обратный ход: проще же все вернуть, как было – да, было утомительно, но так понятно и привычно. Но надо держаться.

3. Удалите!

Пожалуй, это самый сложный этап. Но психологи рекомендуют соблюдать принцип постепенности и «есть слона по частям». Начините с самого маленького дела – например, откажитесь от ежедневного 20-минутного просмотра ленты соцсетей перед началом работы или от вечернего 20-минутного чтения новостей. Это высвободит время. Утром на работе, к примеру, Вы можете занять его просмотром рабочей почты, а вечером дома почитать книгу.

Потренировались? Идите дальше – и так шаг за шагом, пока не доберетесь до самой ресурсозатратной и обязывающей задачи (до своего пожирающего время «слона»). Например, Вы высвободите целый вечер, если не будете стоять над сыном-подростком, делающим уроки. Да, страшно, что он скатится в двойки и тройки, но ведь свою школу Вы закончили. В плане уроков справедлив принцип: я помогу, как только тебе понадобится помощь, но стоять над тобой, заставлять, запугивать, делать уроки за тебя я не буду. Важно, чтобы ребенок понимал, что школа, оценки, обучение, старание – это его вотчина. Да и в конце концов вряд ли Вы заставите кого-то любить доклады по истории или считать интегралы. Здесь важна личная мотивация – ребенка, а не мамы.

4. Будьте упорны.

Когда Вы напишете свой список, то удивитесь, как много в нем того, что должны делать другие люди, но почему-то делаете Вы.

Самый яркий пример – это уборка дома (всем же знакомо чувство, что она будто никогда не заканчивается, да?). Дети и муж не ставят обувь на место – Вы ее не только убираете в тумбу, но и воюете с засохшей грязью на полу, лужами от растаявшего снега. Или посуда – это самая классическая классика: едят все, а моете Вы.

Решение проблемы очень простое: если каждый будет убирать за собой, Вам не придется тратить кучу своего времени. К примеру, если каждый помоет за собой чашку и тарелку после завтрака, то Вам не придется разгребать в раковине пресловутую гору посуды.

Решение простое, а вот его реализация – не очень. Для начала нужно поговорить со всеми «причастными», используя я-сообщения (без обвинений, нападок, а говоря исключительно о себе и о своих чувствах). Но будьте готовы проявлять упорство: напоминать, пока все не привыкнут, даже иногда что-то делать самой. Но путь осилит идущий.

5. Мыслите более гибко.

Допустим, Ваш руководитель – очень творческий, рассеянный и забывчивый человек. О самом важном – о том, что «нужно еще вчера», – он обычно вспоминает лишь за пару минут до конца рабочего дня. И исход этого всегда один и тот же: он раздает поручения, Вы выполняете их, но постоянно задерживаетесь на работе. В такой ситуации можно действовать превентивно: за несколько часов до окончания рабочего дня подойдите к боссу и уточните, нет ли чего-то важного и срочного. В выигрыше остаются все: Вы вовремя приходите с работы, а руководитель не стрессует, что забыл о важном.

Или другой пример: Вы по 20 минут ждете автобус на остановке или едете с несколькими пересадками. Это отнимает время и силы. Как можно выйти из подобной ситуации? Садиться за руль собственного авто хотят не все, такси – дорого. Что остается? В летний период можно освоить велосипед – полезно для здоровья, быстро и без пробок. Или вовсе найти в своем офисе таких же «страдальцев» и договориться ездить вместе на одной машине и делить расходы на топливо.

Кстати, если альтернативное решение долго не приходит, не ставьте на нем крест, а просто отложите на потом. Обычно, когда отпускаешь тревожащую мысль, выход из ситуации находится сам собой – легко и элегантно.

И еще… не бойтесь идти на попятную!

Подобные списки – это отличный способ проверки своего расписания. Что-то точно окажется ненужным (и Вы от него легко и без зазрения совести избавитесь). Для чего-то Вы найдете альтернативу (которая приносит больше пользы, удовольствия). Ну а что-то… останется! Да, так тоже можно. Поэтому пересматривать свои решения очень полезно.

Например, выгул собаки по утрам раньше казался Вам рутиной – и Вы были бы не против перепоручить это занятие детям или мужу. Но, отказавшись от него, Вы поняли, что не только тратили время, но и получали удовольствие. Неспешно прогуливались, позволяя телу размяться после сна, дышали чистым воздухом, в котором еще не успели поселиться выхлопные газы десятков соседских машин, наслаждались тишиной, минутами уединения, которые не всегда возможны в большой семье.

Или разговоры с подружкой. Да, часовая беседа раз в пару дней отвлекает от будничных забот. Но, возможно, в этом и суть? Вы не только делитесь своими проблемами, получая разрядку, но и можете расслабиться, отдохнуть – сделать незапланированный перерыв, который поможет восстановить ресурс.

Смысл списков ненужных дел заключается не столько в том, чтобы удалить, а больше в том, чтобы произвести переоценку.

В процессе пересмотра своего списка Вы будете натыкаться на сопротивление, ведь окружающие тоже привыкли, что все делаете Вы, а не они – это удобно. Но результат точно стоит того: Вы сможете уделять время важному. Возможно, Вы найдете минутку для ежедневного чтения, рисования. А может, высвободите лишний час по утрам, чтобы выспаться. Или даже пойдете в школу танцев, о которой давно мечтали. Или попросту сможете замедлиться и начать наконец жить свою жизнь, а не просто стоить планы – за себя и за других.

Мысли вслух