Эмоция дня

Мысли вслух

Круто с самого начала. Как сделать так, чтобы учиться было интересно

Большинство детей с воодушевлением идет в школу 1 сентября: кто-то рад увидеть друзей, кому-то не терпится похвастаться новыми канцтоварами и крутым рюкзаком, кто-то соскучился по учительнице и «рабочим» будням. Да и что плохого в сентябре? Пока учеба набирает обороты, домашнего задания задают мало. И солнце еще вполне доброжелательное – и ничто не напоминает о предстоящем серо-мрачном ноябре. В общем, учиться – сплошное удовольствие. Но приблизительно к октябрю очарование улетучивается. И уже нет возможности расслабляться – надо учиться. Но как, если совсем не хочется?

Психологи рекомендуют отказаться от «насильственных» методик, предполагающих, что родители заставляют ребенка учиться. Лучше сконцентрироваться на том, чтобы сделать образовательный процесс… менее скучным и более нестандартным.

Красивое пространство

За своим «рабочим» столом ученик проводит много времени – важно, чтобы это пространство было приятным, комфортным, красивым и практичным. Поэтому действовать стоит в двух направлениях. Во-первых, избавиться от беспорядка: все временно ненужное – подальше, все важное и актуальное – под рукой. Во-вторых, стоит подумать, как сделать пространство эстетичнее. Кому-то нравятся постеры, кто-то сам отменно рисует, ну а кто-то обожает живые растения или фото милых котят. Почему бы и нет?!

Чтобы подбодрить ученика, подстегнуть его учебное «рвение», можно использовать забавные постеры или открытки с мотивирующими надписями.

Ну и беспроигрышный вариант – это красивая канцелярия. Например, ручкой в виде гигантской ромашки в школе писать неудобно и как-то слишком заметно, а дома – вполне себе.

Полезное общение

Учиться вместе не только веселее: в формате живого диалога информация запоминается быстрее и легче. Поэтому если Ваш ребенок не против делать уроки с другом, это неплохой вариант. Особенно здорово «вместе» учить иностранный язык. И, кстати, Вы сможете даже найти собеседника, который является носителем языка. Для этого существует множество приложений и сайтов.

Структура – это основа

Многие материалы в учебниках подаются сплошным текстом, который на языке писателей называется просто – «простыня». И если для романа Толстого такой формат годится, то, скажем, для правила по русскому языку или темы по географии не особо. Но Вы всегда можете помочь ребенку структурировать информацию – составить схему, таблицу, расположить исторические даты в хронологическом порядке.

Помню, как на уроках по литературе мы характеризовали героев «Отцов и детей»… в таблице! И я ее помню до сих пор. Так же мы изучали течения русской прозы 20-го века. Эх, ностальгия! Может, и Ваш ребенок будет с теплотой вспоминать такие схемы лет через 20 после окончания школы.

Ловим суть

Работать с «простынями» можно и менее техничным таблично-схематичным образом. В каждом абзаце, как правило, излагается одна мысль – она ключевая. Все остальное – это ее уточнение или объяснение. Важно помочь ребенку определить эту мысль: одна мысль запоминается гораздо лучше, а причинно-следственные связи затем сами собой «подтягиваются».

Кстати, в начале освоения такого приема можно составлять план текста – выписывать по пунктам основные мысли. Потом ребенок приноровится – и план ему не понадобится.

Больше, больше информации!

Нет, я не призываю в дополнение к учебнику читать энциклопедии и научные журналы. Но можно на помощь призвать то, от чего дети и так в восторге – сайты, Youtube и даже соцсети. А еще есть аудиокниги, которые многими усваиваются легче, чем стандартный формат (да еще если страниц на 400). И специализированные лекции.  И тематические семинары. И это гораздо динамичнее, живее и современнее – а ведь так информация действительно запоминается лучше.

Однако придется проследить за тем, чтобы контент был качественным. Только в этом случае ребенок не только глубже изучит тему, познакомится с разными точками зрения, но и расширит кругозор.

Нравится – не нравится

Помню, как кипела моя голова, когда я пыталась разобраться в хитросплетениях физики и химии, как иногда хотелось просто плакать от того, что не получается очередная странная конструкция в тригонометрии. И, кстати, современные дети иногда тоже на грани отчаяния, ведь что-то дается трудно, что-то вообще не понимается, а что-то попросту не нравится.

В такой ситуации психологи советуют давать себе «передышку». Если Вы чувствуете, что ребенок «в тупике», можно предложить ему прочитать пару страниц рассказа (а читать ребенок любит) или ознакомиться с параграфом по истории (она тоже нравится). Да, это, разумеется, не полноценный отдых, но небольшая возможность расслабиться, сбросить напряжение. Ну а затем вернуться к нелюбимому с новыми силами.

Мотивация

У детей еще нет столько опыта, чтобы быть дальновидными. Поэтому они иногда банально не понимают, зачем им два иностранных или математика, к которой даже душа не лежит. Тогда в игру вступают родители, которые в силу своей дальновидности могут понять, зачем все это.

Как это работает? К примеру, вряд ли ребенок оценит возможность когда-то там через 5 лет поступить на дипломата, а вот поездка на море ближайшим летом – самое то. Ведь, зная иностранный язык на уровне своего возраста, он сможет общаться с другими детьми и найти друзей. Или даже самому ходить в магазин (если речь о подростке). Дети любят все, что связано с возможностью доказать свою самостоятельность.

Мальчики часто в будущем хотят стать обладателями роскошного черного «Лексуса» или ярко-желтого «Феррари». И тут ушлые папы выстраивают грамотную систему мотивации. Чтобы купить такую машину, нужно много зарабатывать. Много зарабатывают, к примеру, программисты. А им позарез нужна математика! Бинго! Мотивационный круг замкнулся.

А вообще, если в голове у ребенка постоянно «маячит» какая-то важная для него цель, то достигать высот немного проще.

Поощрение

Но бывает, что мотивация – даже самая продуманная, не работает. Тогда на ринг выходит поощрение. Психологи считают, что поощрение не должно быть большим и дорогим, иначе ребенок будет учиться не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы получать желаемое. Напротив, нужно выбирать что-то маленькое, но приятное. К примеру, дочитал повесть? Отлично, а давай сходим в кафе за любимыми круассанами. Разобралась с тригонометрической теоремой? Круто! Ты ведь хотела вместе посмотреть новую серию сериала?! Выучила 100 новых иностранных слов? А как ты смотришь на то, чтобы устроить пикник в выходные?

Кстати, все перечисленные приемы работают не только со школьниками – их можно применить и ко взрослому, который осваивает что-то новое. Конечно, на пути к цели Вам, определенно, будет сложно – иногда даже невыносимо (кажется), но Вы точно сами можете сделать этот путь немного легче и приятнее. Успехов!

Мысли вслух