Эмоция дня

Мысли вслух

Купи! Как быть с детьми-потребителями?

Порой взрослой, осознанной, умной женщине сложно противостоять покупке очередного платья – для души, просто так или чтобы поднять настроение. Что уж про детей говорить! Во всех торговых точках страны – от крошечных ларьков  до масштабных гипермаркетов – эпоха перепотребления разливается трелями миллионов детских голосов: купи, купиии, купиииии. И родитель оказывается на распутье. Не купить и остаться один на один с истерикой, которая в условиях острого дефицита ресурсов может стать просто последней каплей. Или купить и покупать, покупать, покупать до бесконечности. У последнего подхода много негативных последствий. В мгновение ока Ваше милое, доброе, понимающее чадо учится виртуозно манипулировать родителем через «купи», а дом из уютного жилища превращается в склад кукол, фломастеров и машинок. Почему так происходит и как с этим бороться?

Причины детского покупательского «всеядства»

1. Наверняка Вы замечали, что маленькие дети – даже совсем крохи – очень любят рекламу. Мой брат просто «залипал», даже бежал из другой комнаты, когда начинался очередной яркий и веселый ролик, а успокоить его можно было одним способом… да-да, включив рекламу. Это неспроста. Реклама не создается наобум. Чтобы она «зацепила», нужен продуманный сюжет, правильная музыка, легко запоминающийся слоган. Не удивительно, что ребенку срочно требуется автопарковка на 9 уровней, летающая кукла-фея или чемоданчик для творчества (как у настоящего художника!). Ведь их правильно продают!

2. Если судить по моей дочери, то современные дети больше любят блогеров, чем мультфильмы. Дети любят блогеров – блогеры рекламируют товары – дети хотят эти товары. Попытки объяснить, что рекламировать товары и услуги – работа блогеров, конечно, почти не увенчиваются успехом. Раз у девочки из видео есть 5 поп-итов (сама месяц назад узнала, что это такое), то и у меня должно быть.

3. Не обойтись и без старого доброго сравнения. Зачем какая-то блогер-миллионник, если у одноклассницы Кати есть симпл-димпл (о том, что это, я узнала совсем недавно), а у меня нет. Как вышла такая вселенская несправедливость?

4. К сожалению, источником неуемных детских «хотелок» нередко становятся и сами родители. У большинства еще не стерся тот код, который программировали поколения: ребенку – все, что пожелает, а сами обойдемся, на себе надо экономить. Дети очень быстро понимают, что их желания – беспрекословный приоритет. И, разумеется, виртуозно этим пользуются.

Кстати, все перечисленные факторы влияют и на взрослых. Но психика детей более пластичная, а их поведение легче корректируется. Значит, шанс есть.

Как разобраться с проблемой?

Психологи рекомендуют несколько приемов. Они несложные, но не стоит ждать, что путь к антипотреблению будет простым. Попробовать, определенно, стоит:

Будьте примером. Если родитель – шопоголик, то и ребенок, скорее всего, пойдет по его стопам, ведь дети подражают родителям, копируют их поведение. Если родитель идет к осознанности, то и ребенок будет больше разбираться в этой самой осознанности. Нередко в семьях случается так: мама осознанная и не особо страдает от детского «купи» (или, по крайней мере, «купи» не становится преследующим повсюду кошмаром), а папа всегда и чем угодно готов порадовать деточку, «чтобы не плакала», поэтому от «купи» ему не скрыться. На мой взгляд, очень важно транслировать ребенку, что эмоции, счастливые моменты вовсе не обязательно связаны с покупками, что удовольствие можно получать другими способами. Кроме того, осознанный подход развивает у ребенка и еще один важный навык – планирование бюджета, умение распоряжаться деньгами.

Мягко меняйте видеоконтент. Речь идет и о телевизоре, и о планшетах со смартфонами. Дети очень не любят всякие ограничения, поэтому лучше вводить свои собственные правила (придуманные совместно) или менять один видеоконтент на другой. Например, мне очень импонирует правило одной из моих знакомых-мам: она договорилась с ребенком о том, что по вечерам в будние дни и утром в воскресенье ребенок смотрит только полный метр – большой мультфильм, который он с мамой выбрал заранее. Конечно, это не затмит всех блогеров с их порой весьма странными видео, но точно сократит влияние. Бесконечные видео можно заменять мультсериалами, а если малышу разонравятся «большие мультики», можно перейти на киносказки или детские киносериалы.

Поддерживайте идеалистичные стремления. Дети хотят стать рыцарями и супергероями, чтобы спасти мир, а подростки мечтают изменить этот мир к лучшему. В нашей циничной реальности все это кажется глупостью. Но подумайте: гораздо лучше, когда ребенок мечтает о чем-то высоком, наполненном и чистом, чем о брендовых гаджетах и одежде. Нет, в том, чтобы хорошо одеваться и иметь качественную технику, нет ничего дурного. Но, если для ребенка любой смартфон – ничто, только потому что на нем нет «яблока», это уже перебор. Кстати, сегодня есть много высокооплачиваемых профессий, которые связаны с изменением мира к лучшему и помощью людям. Здорово вместе изучать их, разговаривать о людях, которые сделали что-то значимое, достигли высот в своей области.

Привлекайте детей к помощи. Ощущать себя частью целого (семьи или коллектива), быть нужным, сопричастным важно как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому психологи рекомендуют вовлекать ребенка в свою жизнь – просить помочь убрать со стола, расставить по местам игрушки, разложить высушенное белье, брать с собой в сад, чтобы посадить деревья или полить цветы, к дедушке и бабушке, которым Вы помогаете. Так малыш начинает осознавать ценность труда, понимать заботу. Если это допустимо, ребенка можно взять с собой на работу, рассказать, чем Вы занимаетесь. Это помогает понять, что любое «купи» исчисляется в первую очередь в родительском времени, нужном для зарабатывания на очередную «хотелку».

Формируйте ценности. Ребенку нужно внимание и время – подарки второстепенны. Но в условиях дефицита времени и постоянной занятости подарки становятся способом компенсировать внимание, «загладить» вину отсутствия. Поэтому даже в плотном графике нужно стараться выделять время на совместные дела – походы, прогулки, «покатушки» на велосипедах или роликах, поездки, настольные игры, рисование. Пусть внимание будет основой, а игрушки или иные покупки – приятным бонусом.

Почему об этом нужно говорить? В первую очередь, потому что эта проблема имеет серьезные последствия как в масштабах отдельной семьи, так и общества, мира в целом. Постоянные «купи» и истерики из-за того, что не купили, истощают родительский ресурс, а там, где нет ресурса, не может быть полноценных, душевных, близких отношений. От этого страдает в целом семья и в частности ребенок, который не получает в детстве «базы» для формирования цельной, независимости, свободной, счастливой личности. Кроме того, из детей-потребителей вырастают взрослые-потребители. Их становится больше-больше-больше. А значит, круг перепотребления не разомкнется. Хотя уже сейчас сложно отрицать его негативные последствия – к примеру, в виде печальной экологической ситуации. Это точно тот мир, который мы желаем своим детям?

Мысли вслух