Эмоция дня

Мысли вслух

Много не надо: о пользе меньшего количества игрушек

Когда есть ребенок, не избежать игрушечного засилья: куклы, машинки, бонстики, киндеры, мозаики и развивашки можно встретить порой в самых неожиданных местах. Залежи присутствуют повсюду: малыш старательно оккупирует свою комнату, гостиную, даже санузел – ну а что, желтым уточкам для купания тоже ведь нужна «прописка». А знаете, в чем самая «соль»?  В том, что я все это НЕ ПОКУПАЮ. Зато почему-то каждый гость считает своим долгом принести не полезный фрукт, а очередное пластиковое или плюшевое творение – как говорила всем известная Маша, «деточку порадовать».

И проблемы особой вроде и нет, вот только дочка играет только с конкретными игрушками. Остальные грустно ждут своего часа в корзинах и коробках. Отсюда вопрос: нужно ли ребенку СТОЛЬКО? Эксперты установили закономерность: чем меньше, чем лучше. Почему?

Развиваются творческие способности

Когда игрушек слишком много, ребенок «не напрягается», чтобы что-то выдумывать. А вот если количество ограничено, малыши бесконечно продуцируют новые сюжеты для игр. Вспоминаю себя в детстве: тогда наше внимание не поглощали айфоны и последние модели пучеглазых красоток LOL. У нас был мяч, палочки, листики, «посудки». И игралось превосходно! КАЖДЫЙ день.

Немецкие психологи провели занимательный эксперимент: из групп в детском саду они убрали все игрушки. Первые несколько дней детям было скучно, но потом они освоились и стали придумывать игры с использованием окружающих предметов, подключать воображение, развивать фантазию.

Фокусируется внимание

Если в каждом углу «понатыкано» по игрушке, сложно сфокусироваться на чем-то одном. Проведите эксперимент: спросите у крохи, к примеру, какого цвета глаза у пятнадцатой по счету куклы? Как думаете, она смогла бы ответить, если бы кукол было, к примеру, две?

Формируется умение ценить вещи

Зачем тратить силы и заботиться о своих машинках-куклах, если есть еще с десяток таких же? Когда число подаренных кукол в нашем домашнем арсенале достигло штук десяти, каждая вторая барышня была с жутким макияжем из несмываемого черно-синего фломастера. Зато теперь, когда их две, их состоянию можно позавидовать.

Можно сказать, что такой подход стимулирует разумное потребление. Малыш будет стремиться починить любимую игрушку (приклеить колесо к машине, зашить зайцу ухо), а не сразу же бежать в магазин за новым «товарищем».

Совершенствуются коммуникативные навыки

Если у одного малыша в песочнице есть одна игрушка и у другого тоже, то единственный цивилизованный способ заполучить «новенькое» — договориться. Ученые доказали, что небольшое количество игрушек помогает развивать речь, учит кроху слушать, налаживать общение с другими детьми, формирует основы для крепких дружеских отношений в будущем.

Кстати, меньше игрушек – меньше поводов для ссор между братьями и сестрами. А может быть, даже и эффективный способ наладить коммуникацию.

Появляется интерес к занятиям «без игрушек»

Когда дети не отвлекаются на разноцветье кубиков-пирамидок-конструкторов, они обращают внимание на возможность создавать что-то самостоятельно – рисовать, придумывать новые миры, читая книги, создавать героев собственных рассказов.

Развивается изобретательность

Детям не нужны ответы – им нужны инструменты для получения этих ответов. В играх не обязательно задействовать готовые решения (игрушки) – можно проявить находчивость. Например, если у Вас нет навороченного трехэтажного коттеджа для Барби, его можно сделать из подручных средств – например, из обувных коробок. Выходит, кстати, круто – говорю как счастливый обладатель целых трех таких недвижимостей.

Дети учатся терпению

Когда у ребенка есть более сложная и более простая игрушка, у сложной меньше шансов быть понятой: малыш будет знать, что ему не обязательно сосредотачиваться, «напрягаться», ждать в попытках постичь непростую конструкцию. Ведь всегда есть более примитивная замена!

Малыши предпочитают улицу

В сети много мемов на тему того, что современного ребенка не «вытолкать» погулять на улице. Зачем ему куда-то идти, если манит ноутбук, планшет, смартфон, пять новеньких наборов лего, еще пахнущая магазином громадная парковка для авто, а у Барби с Кеном вообще пополнение – они обзавелись блестящим розовым бентли и собачонкой в сумочке. А если этого нет? Ребенок быстро изучит свои чертоги и захочет расширить пространство. Уверена, прогулки с родителями, выгул собаки, встречи с друзьями на свежем воздухе, отдых на даче дадут гораздо больше, чем домашнее «заточение».

Ребята учатся получать удовольствие от простых вещей

Дети приходят в эйфорию в магазине игрушек, но далеко не каждый родитель может купить все, во что тыкнет королевским пальчиком их чадо. И тогда развивается настоящая драма:  ожидающий многого ребенок превращается в орущего, недовольного типа, который смотрит из-подо лба и грозит «провинившемуся» родителю всеми карами на свете.

И это провальный подход. Дело в том, что даже у малыша счастье от нового приобретения не продлится долго. Он захочет еще, а потом еще и еще. А ведь для хорошего настроения не нужна новая Барби – достаточно вкусного завтрака, отличной погоды. Правда, это приходит с возрастом. Так почему бы не научить своего ребенка этому пораньше?

Дом гораздо быстрее и проще становится чистым

Очевидное преимущество малого количества игрушек для родителей – больше времени на отдых и общение с ребенком. Уборка не занимает двое суток, а тысячи киндеров не покрываются слоем вековой пыли уже на следующий день. Да и ребенку будет проще справиться со своим «хозяйством».

Не подумайте, что я – игрушконенавистница. Но когда смотришь на эти пластмассовые горы в собственной гостиной, хочется прийти к какому-то более простому и гармоничному решению. Счастье ведь не в вещах – из них дети рано или поздно «вырастут».

Мысли вслух