Эмоция дня

Мысли вслух

Мотивация важна! Как показать ребенку, что нужно прилагать усилия

Я всегда и везде училась на отлично. При этом меня не стращали карьерой дворника (ничего против этих замечательных людей не имею – стереотип у нас такой). Не пугали мрачными перспективами ПТУ (тоже прекрасные учебные заведения). Все просто: я действительно «кайфовала» от самой возможности что-то понять, вывести закономерность и применить ее в реальной ситуации. И так было со всеми предметами – даже с физикой, с которой у нас была огромная взаимная нелюбовь. И вот как раз в таких случаях я прилагала максимум усилий.

Моя дочка тоже прилагает уйму усилий… чтобы всячески уйти от домашнего задания и школы! Зачем писать, если все печатают, зачем считать, если есть калькулятор, зачем что-то запоминать, если этим уже занимается гугл… Только дети не очень понимают, что прилагать усилия в дальнейшей жизни им придется не только в школах и университетах. Поэтому это невероятно важный навык.

Зачем учить прилагать усилия?

Трудолюбие, старание и целеустремленность играют важнейшую роль в становлении личности:

Делают увереннее, прививают самостоятельность. Когда ребенок преодолевает сопротивление, лихо разбирается с трудностями, он по праву может гордиться собой. А это нужно для здоровой самооценки.

Помогают отойти от принципа сиюминутного удовольствия, то есть радости здесь и сейчас, по которому живут все дети. Разбираясь со сложными ситуациями, ребенок учится планировать, ждать, предусматривать свои шаги для достижения конкретного результата. Это важный навык для успешного вхождения во взрослую жизнь.

Почему научить прилагать усилия так сложно?

Потому что, в первую очередь, ребенок ориентируется на «своего» взрослого, а многие взрослые в нашем обществе «застряли» в детсадовском периоде сиюминутного удовольствия. Они не могут научить тому, чего сами не умеют.

Но если бы проблемы были лишь у таких взрослых! Они есть и у ответственных, последовательных, целеустремленных и успешных, которые точно могут воодушевить своим примером. Но здесь все портит осознание того, что мы – просто люди. Если мы устали после работы, если заболели или торопимся, нам будет проще самим убрать игрушки, надеть ребенку колготки или сложить его рюкзак, чем ждать, поторапливать, требовать. То есть сами обстоятельства создают такие условия, в которых ребенку прилагать усилие просто не нужно (кто ж его вообще будет прилагать, если не нужно?!). Со временем ребенок понимает, что родители с радостью «перехватят инициативу» и все решат за него. Он живет в уютном контейнере родительской заботы, но там невозможно оставаться вечно – ему придется «сепарироваться» (ох как любят сейчас это слово!) во взрослую жизнь, а там вряд ли можно что-то получить, не потрудившись усердно.

Как мотивировать?

Здесь нет ничего архисложного, но от взрослого все равно понадобится мобилизация сил и неискоренимая вера в светлое будущее общего дела:

Не стыдите. Если все время говорить только о промахах и неудачах, да еще и обвинять в них сына или дочь, дети начнут воспринимать себя в негативном ключе. В подсознании закрепится «если я прилагаю усилия, но равно ничего не получается, так зачем их прилагать, если можно не прилагать».

Покажите цель и предложите поощрение. Ходить в музыкальную школу и добиваться там успехов будет веселее, если ребенок знает, что сможет, к примеру, создать собственную мелодию или «поиграть» на папином синтезаторе. Выучить английский проще, если Вы планируете в будущем путешествие всей семьей в англоязычную страну. Кстати, освоить язык можно быстрее, если «завести» друга – ровесника, который говорит по-английски и хочет общаться. Сегодня это возможно на раз-два.

Не заставляйте. Из-под палки и взрослые не хотят ничего делать. А тут ребенок… Детям вообще несложно преодолевать трудности, если они этого действительно хотят. Например, дочери задали читать три страницы книги, а она «застопорилась» на первой. Дайте ей передышку, но с оговоркой в стиле «ты отдохнешь, а потом вернешься к домашнему заданию». Кстати, такой подход здорово «прокачивает» навык переговорщиков – договариваться.

Ищите причину. Современные родители очень озабочены тем, чтобы ребенок развивался везде и сразу. Не удивительно, что у некоторых ребят нет времени попросту поесть: хор, плавание, английский, французский, школа моделей, танцы, гимнастика… Нужно разобраться, все ли ребенку нравится. Может, он ненавидит петь, или ему не дается «парле франсе», или ему некомфортно на гимнастике.  Лень тут ни при чем – занятие просто не нравится, не по душе. И это «повод» разгрузить расписание. Вы же тоже не захотите ходить на бокс или самбо, если обожаете макраме.

Пара важных моментов

Негативный опыт так же важен для детей, как и позитивный (конечно, если это не угрожает их жизни и здоровью). «На ошибках учатся» – это здорово работает с детьми. Преодолевая трудности, они изучают окружающую жизнь, принимают то, что не всегда все может получаться. Поэтому важно дать ребенку шанс ознакомиться с последствиями собственного «неприлагания» усилий. Не сделал домашнее задание? Учитель будет недоволен им, а не мамой. Не собрал рюкзак с вечера? Опоздал и получил запись в дневнике. Не заправил постель утром? Вечером лег в некрасивую и неудобную «скомяченную» кровать.

Умейте признавать свои слабости. Например, «Я тоже не люблю мыть пол, но ведь мы хотим, чтобы в доме было чисто – давай сделаем это вместе. Так быстрее и веселее». Или «Я тебя понимаю: ненавижу чистить картошку, но мы оба обожаем драники. Так что давай разделим труд – ты почистишь 5 картофелин, а я сделаю все остальное». Это и есть личный пример в действии.

Не реагируйте на неудачу стереотипно – «я же говорила», «я так и знала». Если ребенок поймет, что его уже причислили к неудачникам и неумехам, то зачем стараться? Лучше поддержите, разберитесь вместе, почему случилась ошибка и как ее исправить.

Учитывайте возраст ребенка. В раннем детстве дети нуждаются в стимуле (похвала родителя, «вкусняшка»). В детстве (лет с 6 до 12) ребенок уже вполне может прилагать усилия, но он еще плохо чувствует время и не умеет им распоряжаться, поэтому важны родительские напоминания – сделать уроки, почистить зубы, принять душ, собрать портфель и заправить постель. Кстати, «напоминания» актуальны и в отрочестве, однако носят они иной характер. В это время на подростка гораздо больше влияют друзья, чем родители. И именно тогда родителям важно не сдавать позиций и напоминать своему чаду, что нежелание прилагать усилия может подпортить фундамент его будущей успешной взрослой жизни (неуспешную взрослую жизнь никто же не хочет!).

К сожалению, привить мотивацию, показать, как важно прилагать усилия, не очень просто, как и большинство из того, что ложится на родительские плечи. Однако внимание к своему ребенку, отказ от политики прессинга и, конечно, безусловная любовь должны принести свои результаты. И принесут.

Мысли вслух