Эмоция дня

Мысли вслух

Не буду! Как мотивировать ребенка читать летом?

Я – из «запойных» чтецов. И так было с самой школы. За лето я читала весь список литературы, включая самых «массивных» Толстого и Достоевского. Но есть одно пояснение – читать я обожаю, поэтому «список» не был наказанием: это было «в кайф».

Среди современных детей и подростков те, кому читать нравится, конечно, тоже не редкость. И счастливы их родители! Однако подавляющее большинство мам и пап мучается вопросом, как «заставить» читать. Психологи же рекомендуют сместить акцент на «ненасильственные» методы, которые помогают не поставить в жесткие рамки, а мягко направить.

Мотивируем читать младшеклассника

Ученикам 1–4 классов список задают не для того, чтобы «буквы не забыли» (хотя, наверное, отчасти тоже). Во-первых, так дети приобщаются к книге. Во-вторых, они формируют представление о разнообразии литературы. В-третьих, школьники усваивают азы самостоятельной «добычи» информации – этот навык им пригодится при дальнейшем обучении (причем не только по литературе).

Как же помочь ребенку начать читать?

1. Маленькие задачи для больших результатов.

Вас же ужасают четыре тома «Войны и мира» или больше 600 страниц «Преступления и наказания»? Так вот для ребенка, который только-только освоился в школе, толстовско-достоевского размера кажется все – да, даже если это рассказик листочков на пять. Здесь лучше всего работает деление «слона» на несколько частей: например, сегодня два листочка и завтра три.

Если ребенок противится и такому подходу, придется искать компромисс. Например, час читаешь книгу, а потом можешь играть в смартфон.

Так – шаг за шагом – ребенок будет уверенно двигаться к финалу произведения. И всегда есть шанс, что его «затянет».

2. Читательский дневник 2.0.

Стандартный читательский дневник скучный: тут только название, автор, дата, количество прочитанных страниц. Но ведь можно и более креативно подойти к вопросу! Например, лучше запомнить героев произведения поможет рисование. А еще в дневник можно вклеивать наклейки, делать там небольшие зарисовки, записи. А можно подключить современный инстаграмный «ген» современных детей и предложить чаду составлять короткие отзывы на прочитанные книги, а затем выкладывать их в сеть. Эту идею оценят те, кто мечтает стать брогером или инфлюенсером (да, они действительно мечтают об этом).

Если Вы хотите «попутно» развить в ребенке художественный вкус, можно по «следам» прочитанного изучать иллюстрации известных художников. Ребенку будет интересно, как знакомых ему героев представляли творцы, делать выводы, схожи ли их мнения.

3. Совместное чтение.

В большинстве случаев это самый рабочий метод. Но следите за тем, чтобы «читаем вместе» не превратилось в «читает только мама». Можно читать, к примеру, по очереди: страницу ребенок, страницу Вы. Или по 15 минут. Или по четным дням – Вы, а по нечетным – ребенок. А потом не забудьте вместе обсудить прочитанное.

4. Помощники.

Наверняка, Вы тоже не раз заводили спор в стиле «а книга то лучше кино». Почему бы не попробовать это с ребенком? По мотивам многих рассказов и повестей сняты фильмы или мультфильмы – можно запросто почитать, а затем вместе посмотреть, как режиссер воплотил сюжет в жизнь. Во-первых, так ребенок лучше запомнит историю. Во-вторых, он будет развивать критическое мышление, научится сравнивать, делать выводы.

5. Прошлый опыт.

Скорее всего, Вы вместе с ребенком прочитали немало книг, когда он был совсем малышом. Почему бы не «освежить» знания? Выберите ту книгу, которая ребенку нравилась, которая ему «отзывалась», и перечитайте ее вместе. Ведь малыш подрос, у него стало формироваться критическое мышление, вполне возможно, что на многие вещи он посмотрит иначе.

А что делать с подростками?

Чтение для подростков не менее важно. Но немного по другим причинам. Ребята постарше, скорее всего, уже определились с профессией и, конечно, решили бросить все силы на «профильные» предметы. Читать летом для них важно, потому что в программу включены большие произведения, а штудировать их в процессе обучения точно не выйдет – времени попросту ни на что не хватит. Кстати, оценка по литературе тоже важна – да, даже если подросток обожает математику, балл по литературе будет красоваться в его аттестате и влиять на средний балл.

1. Выбор есть.

Да, возможно, все 30 книг подросток не осилит. Да, некоторые ему уже заочно не нравятся (согласитесь, 1300 толстовских страниц наводят жути). Тогда стоит начать с тех, которые нравятся.

Если подросток в принципе отказывается читать книги из списка литературы, но при этом обожает современную литературу – пусть так. Да, он не «подготовится» к будущему изучению классики в школе, но зато улучшит навыки чтения (а это понадобится в вузе, где читать придется будь здоров – быстро и качественно), расширит кругозор и получит удовольствие. А это ведь невероятно важно!

2. Говорите!

Если не просто читать, а обсуждать, «рефлексировать», то результат будет гораздо лучше. Да, возможно, Вам придется прочитать выбранное произведение параллельно со своим ребенком, но это того стоит. Обсудите актуальность, «вневременность» тем, поступки героев, подумайте вместе, могли ли персонажи поступить иначе. Если точки зрения не совпадают, не наседайте со своей «правотой» – позвольте подростку «прокачать» критическое мышление.

Кстати, такие обсуждения могут стать отличной традицией, которая сближает, помогает родителю и ребенку узнать друг друга лучше, понять друг друга (а с «ершистыми» подростками это не так легко сделать).

3. По ускоренной программе.

Не стоит с ужасом думать о том, что Ваша дочь осилила только одну книгу, а дочка соседки вон уже все прочитала. Каждый идет в своем темпе – и это нормально. Как и нормально то, что Вы договоритесь с ребенком о «сокращении» списка, но пусть тогда будет какое-то дополнительное задание. Например, я помню, как в школе мы составляли таблицу по «Отцам и детям», расписывали, какие герои представляют «отцов», а какие – «детей», кратко характеризовали их взгляды. Это будет хорошим подспорьем при изучении произведения.

Если в тексте много устаревших слов, можно их выписать, а затем вместе поискать значение в словаре или в интернете.

Кажется, ну что такое книга в наше то время?! А вот, кстати, именно сейчас книга выходит на первый план. Дело в том, что 20 и 30 лет назад дети не хотели читать, потому что хотели по позднего вечера пропадать на улице с друзьями. А сейчас они не хотят читать, потому что хотят просто сидеть и «пялиться» в смартфон или планшет, заменяя жизнь реальную красочной и необычной жизнью виртуальной. А это, согласитесь, так себе опыт. Кроме того, отказываясь от чтения, дети отказываются от целого мира: в игре или в кино этот мир придумал кто-то, а в случае с книгой они могут сами стать гениальными творцами! Не случайно же в современном мире со всеми его высокотехнологичными «плюшками» чтение по-прежнему осталось одним из самых популярных видов отдыха – физического и морального.