Эмоция дня

Мысли вслух

Нетрадиционный взгляд на списки: почему отмечать сделанное эффективнее, чем планировать?

Для закоренелых списочников со стажем (как я) будет шоком новость о том, что продвинутые коучи и психологи стали косо посматривать на списки запланированных дел. Теперь их рассматривают не с позиции пользы и продуктивности, а, напротив, с позиции вреда. Однако в целом про списки забывать не стоит (тут списочники выдохнули) – нужно лишь сменить акцент: вместо списков запланированных дел составлять список задач, которые уже выполнены.

Так что же не так с «традиционным» подходом и в чем прелесть списков выполненных дел?

Неожиданно: 3 минуса привычных списков

Чем же они не угодили? Ведь самые продуктивные люди всего мира десятилетиями составляют списки и только улучшают свои показатели. Однако коучи и психологи усмотрели у этой медали и обратную сторону:

1. То, что Вы занесли дело в список, не гарантирует того, что Вы его выполните.

Для простых, понятных дел мы редко составляем списки. Как правило, они достаются задачам не для слабонервных – крепким орешкам, которые не так просто разгрызть с первого захода.

И здесь мысль правильная: то, что мы записали дело в список, не гарантирует, что мы вдохновимся, «зажжемся», полюбим его и быстренько со всем разберемся. Человек может сорваться, устать и вовсе отказаться от выполнения задачи, перенести ее дедлайн, прокрастинировать. Тогда дело, внесенное в список, будет только раздражать, навязывать чувство вины: вот же оно было, а я не сделала, что мне мешало, ну что я за работник то такой.

2. Списки отнимают время.

Мы привыкли, что списки время экономят – у людей с высоким уровнем мотивации и самоорганизации так и бывает. А как же все остальные? Чтобы занести дело в список, нужно время. И, к слову, немало времени, если речь идет о расстановке приоритетов, формулировке подзадач для сложной задачи. Кроме того, Вам придется постоянно заглядывать в свой список, а значит, отвлекаться от самих дел.

На мой взгляд, нельзя так однозначно утверждать, что списки негативно «отвлекают»: например, когда я составляю списки, то я даже отдыхаю, расслабляюсь, а значит «отвлекаюсь» позитивно.

3. Они не позволяют нам расслабиться.

Давайте честно, дни, в которых Вы выполнили все-все из списка, — редкость. Человек планирующий часто сталкивается с тем, что дела переносятся, затягиваются, откладываются или попросту теряют свою актуальность. Если дел накопилось так много, что Вы вынуждены переносить их изо дня в день, создается впечатление, что Вы вообще ничего не успеваете. Это давит, подкашивает морально, подрывает веру в себя как в профессионала. Человек становится раздражительным, мысли о делах заполняют все его свободное время, отсюда – проблемы со сном и невозможность полноценно расслабиться.

Кстати, это не такое уж и безобидное состояние. Оно может привести к серьезным проблемам со здоровьем (например, к депрессии).

Внезапно: 3 плюса списков выполненных дел

Почему же все на модной волне советуют отмечать дела, которые уже завершены (успешно)? Это:

1. Экономит время.

Раз задачи уже завершены, то фиксировать  факт их  завершения можно любым образом и в любое время – например, не каждый день, а раз в неделю или вовсе в месяц.

2. Бодрит, придает сил.

Когда Вы видите, как много дел Вы осилили, Вы чувствуете душевный подъем, прилив сил, Вы готовы творить больше и лучше.

Благодаря таким спискам Вы видите результат и стараетесь его улучшить, а не гонитесь за призрачным перечнем задач, решить которые Вам только предстоит.

3. Мотивирует.

Список завершенных дел позволяет понять, что каждый Ваш день действительно продуктивный. Не случайно в некоторых крупных компаниях (например, в Google) рабочие списки выполненных задач каждого сотрудника доступны всем его коллегам: люди видят реальное достижение, они хотят так же, они стремятся работать лучше.

Пара важных лайфхаков по ведению списка выполненных дел

Определите для себя, когда Вы будете заполнять свой список. Например, каждую пятницу или каждый день в 18.00. Это будет своеобразная точка отсчета.

Каждую большую задачу записывайте поэтапно. Возьмем бытовой пример. Не пишите, мол, я сегодня убрала в квартире, а конкретизируйте: вымыла полы -✓сделано, протерла пыль —  ✓тоже сделано, вымыла всю  посуду, разгребла завалы в комнате дочки, перебрала гардероб, упорядочила обувь, отскребла от нового линолеума следы утреннего пиршества кота Тимофея – и это сделано, сделано, сделано. Сразу масштаб ощущается, да?

Если Вы сделали что-то, что не было запланировано, обязательно внесите это в список. Больше масштаба – больше поводов себя похвалить!

Раз в какой-то период подводите итоги – например, раз в месяц или даже полгода. Это поможет наметить «точки роста», отметить те сферы жизни, где Вы уже достигли успехов, понять, на какие области следует обратить внимание.

Не можете отказаться от списка запланированных задач? Просто совместите его со списком выполненных дел. Например, напротив каждой задачи ставьте пустой квадрат или круг, а когда дело завершено, закрашивайте его. И планы на месте, и результаты заметны – такое бинго точно по мне.

И еще! Когда будете составлять свои списки (любые!), не забудьте внести в них один очень важный пункт – отдых. Да, по мнению экспертов, отдых также нужно  планировать (что особенно касается закоренелых трудоголиков, которые лучше переделают сто дел, чем позволят себе расслабиться). Регулярный отдых (банальное ничегонеделание, чтение, рисование или любое другое любимое дело) поможет избежать выгорания, ведь только невыгоревший, наполненный, уверенный в себе человек может быть продуктивным.

Мысли вслух