Эмоция дня

Мысли вслух

Ни за что! Как помочь ребенку, который боится отвечать у доски

Наверняка, хотя бы раз в Вашей школьной «карьере» был момент, когда душа собиралась в комочек и уходила в пятки при учительских словах «К доске пойдееееет…». Глаза непроизвольно опускаются (чтобы, вероятно, не видеть суровую действительность), тело скукоживается (чтобы стать менее заметным), а когда вызванным оказались не Вы, жизнь начинает играть новыми красками (фух, пронесло!). Для кого-то такое воспоминание единственное: такие люди умеют взять себя в руки. А кто-то живет в этом страхе постоянно, превращая школьное время, которое, по идее, должно быть интересным и беззаботным, в ежедневную пытку. Почему так происходит и как помочь ребенку?

Причины страха отвечать у доски

Боязнь провала. «Я не вспомню, я ошибусь. Все надо мной будут смеяться, никто не будет со мной дружить, меня будут считать дураком». А иногда к этим опасениям добавляется и страх реакции родителей, которые предъявляют к детям завышенные требования: «Мама будет злиться и не будет меня любить».

Страх учителя. Строгих, суровых, авторитарных, требовательных учителей, которые, кажется, не умеют улыбаться и никогда не шутят, боятся не только дети, но и взрослые. Да что уж там: единственный раз за 11 лет в школе я плакала на уроке именно такого учителя. Ребенок думает приблизительно так: я ошибусь – учитель будет злиться, он может ответить грубо и высмеять меня перед одноклассниками.

Особенности личности ребенка. Как и взрослые, дети могут быть излишне тревожными, скромными, робкими, пугливыми, стеснительными. Для таких ребят выступление на публике, когда все внимание приковано только к ним, – сильный стресс.

Невладение предметом. Я изо всех сил учила физику и химию, но того просветления, когда ты видишь, буквально ощущаешь взаимосвязь между явлениями, я так и не достигла. А моей подружке тяжело давался русский язык. У каждого есть свое слабое место – и никому не хочется его демонстрировать всем.

Дефекты речи. Заикание, невыговаривание некоторых звуков – такое зачастую выбивает из колеи даже взрослых. Лишь единицы относятся к подобным проблемам как к данности или с юмором, остальные же замыкаются в себе, хотят вообще поменьше «высовываться» и оказываться на виду.

Буллинг. Школьная травля, к сожалению, стала нашей обыденностью. Триггером для озлобленных одноклассников, живущих насмешками и издевками, запросто может стать ответ ребенка у доски. Причем негативную реакцию будет иметь как плохой ответ (Дурак! Неудачник! Глупый!), так и блестящее выступление (Заучка! Ботаник! Любимчик учителя!).

Как видим, причины разные, но результат у них один: ребенок живет в условиях постоянного стресса, а это сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье. Если не помочь в такой ситуации, страх говорить перед кем-то может перейти и во взрослую жизнь: человек будет бояться высказывать свое мнение, отстраивать свои интересы. Это обязательно помешает карьере, саморазвитию, полноценной жизни, станет тормозом в социализации.

Как помочь?

Помощь в такой ситуации обязательна – зачастую ребенку не хватает ни осознанности, ни сил, чтобы устранить проблему в одиночку. Первый шаг родителя – установить причину страха отвечать у доски. Все остальные действия «вытекают» из него:

Если ребенок боится учителя, нужно узнать, что конкретно пугает и отталкивает. Если учитель груб, может оскорбить, высмеять, это повод для личной беседы (спокойной и уравновешенной, без нерва и надрыва). Но если результата нет, придется обратиться с проблемой к завучу или директору. Кстати, очень часто учителя идут навстречу детям, которым не удаются устные ответы: например, позволяют отвечать письменно или выслушивают ответ после уроков один на один. Но для этого учитель должен быть в курсе проблемы.

Если ребенка пугает сам факт устного ответа, можно прибегнуть к такому приему. Помогите ребенку представить страницу из учебника, которую предстоит пересказать у доски. Дети с хорошей зрительной памятью быстро восстанавливают информацию и будто «читают» ее с воображаемого листа.

Если ребенку страшно, что его будут ругать родители за плохую оценку, придется пересмотреть свое отношение к вопросу и побеседовать с сыном или дочкой. Скажите, что Вы любите его или ее просто так – безусловно, что Ваша любовь не зависит от оценок. Напомните, что хорошие отметки помогут получить хорошую специальность, но, если вдруг случилась отметка плохая, не нужно расстраиваться и бояться – ее можно исправить, если подтянуть предмет, разобраться в вопросе. Можно представить, что оценки – это ориентир: 6, 7, 8, 9 и 10 – ты движешься в верном направлении, 3, 4 или 5 – ты идешь не туда (но это поправимо).

Если ребенок плохо владеет предметом, нужно помочь ему устранить пробелы. Сделать это можно разными способами: дополнительные занятия с педагогом, работа с репетитором, обучающие видео на YouTube. Это позволит не только избавиться от пробелов, но и узнать о предмете больше. Вдруг он «затянет»? Углубление в вопрос помогает заменить страх на гордость за себя и свои успехи.

Устранить дефекты речи поможет специалист – логопед, невролог. Не стоит спускать подобные проблемы на тормозах, поскольку и во взрослой жизни они могут стать помехой.

Если Ваш ребенок – жертва травли, исправить ситуацию в одиночку вряд ли получится. К таким проблемам нужно привлекать класс, классного руководителя, администрацию школы. Ребенку потребуется консультация психолога.

Еще пара важных моментов

В ситуации стресса важно научиться расслабляться – Вы можете показать ребенку, как освоить несколько техник. Расслабить мышцы лица и нормализовать дыхание помогает техника «Задуваем свечу»: сделайте глубокий вдох, а затем выдохните через сложенные трубочкой губы – так, будто задуваете свечку. Расслабить мышцы рук позволяет техника «Лимон»: представьте, что в Вашей руке лимон, сожмите его, чтобы выжать сок, а затем расслабьте. Расслабиться мышцам шеи и плеч поможет техника «Кошка тянется»: вытяните руки перед собой, потянитесь, а затем резко опустите руки, будто сбрасывая напряжение.

Не менее важно почаще отмечать успехи ребенка, ценить даже небольшие шаги к цели. А вот сравнения с другими детьми – под строгим запретом. Ребенку важно знать, что Вы поддержите его, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Кстати, в перечень табу также попадает любое давление (Соберись! Ты обязан хорошо ответить!), передачу ребенку своего волнения (Это выступление очень важное, мы очень волнуемся за тебя. Не подведи!).

Научите ребенка правильно настраиваться на ответ у доски. Например, можно запомнить монолог в стиле «Я знаю ответ на вопрос и точно отвечу. Если я ошибусь, ничего страшного не произойдет. Я всегда смогу исправить ошибку». Пусть это будет своеобразной мантрой.

Есть и лайфхаки, которые помогут детям лучше справляться с ответами у доски.  Например, можно выбрать одного человека из аудитории, на котором ребенок будет концентрировать внимание. Это может быть друг или учитель, симпатичный ребенку. Или даже незнакомец (например, на открытом уроке), который явно демонстрирует дружелюбие, поддержку (улыбается, кивает). Если речь идет о докладе, можно дома составить план выступления и «прогнать» его: я так «выступала» перед зеркалом, если не находилось «живых» слушателей.

Ответы у доски – обычная практика, неотъемлемая часть обучения в школе. Они лишь немногим отличаются от другой рутины – контрольных, письменных заданий и прочего. Важно помочь ребенку понять это. Кроме того, важно поддерживать доверительные отношения с сыном или дочкой – это поможет вовремя узнать о проблеме и поспособствовать ее решению. Возможно, страх ответок у доски – лишь вершина айсберга. И тогда потребуется уже серьезная помощь.

Мысли вслух