Эмоция дня

Мысли вслух

О важности постоянного изучения нового

Многие люди считают обучение в ССУЗе или ВУЗе финальной точкой на своем образовательном пути. Между тем, обучение на этом не заканчивается – можно даже сказать, что этим оно только начинается. Причем постоянное, непрерывное обучение уже стало настоящей жизненной необходимостью: мир меняется – если мы хотим за ним «успевать», развиваться, меняться приходится и нам.

Наверняка же Вы заметили, что сегодня 50-, 60- и даже 70-летние люди бывают не менее активными, чем молодежь: чтобы идти в ногу со временем, им приходится постоянно учиться, осваиваясь в новой реальности. Кроме того, по подсчетам ученых, продолжительность жизни человека увеличивается на 1–2 года каждые 10 лет. Длиннее жизнь – длиннее карьера. Чтобы держаться на плаву, нужно уметь «схватывать» инновации, подбрасываемые современным миром.

Но соответствие меняющемуся миру – не единственная причина постоянно изучать новое. Какие есть еще?

Повышение адаптивности

Бытует мнение, что неуспешные люди думают, что все знают, а успешные всю жизнь учатся. Оно справедливо: чем больше человек осваивает нового, тем быстрее он адаптируется к новому, тем более гибким он становится, а значит, легче переживает стрессы, связанные с изменениями. Классический пример – в семье не хватает денег. В такой ситуации одни люди сокращают расходы, отказываясь даже от необходимого, и уходят в глухую оборону самобичевания и саможалости, а другие пытаются найти подработку, применяя новые знания, или отправляются учиться, чтобы эти знания получить.

Совершенствование личности

Умение (и желание) постоянно учиться способствует развитию качеств, которые ценятся не только в карьере, но и в повседневной жизни. Ответственность, самодисциплина, целеустремленность, красивая речь, позволяющая связно выражать свои мысли, – это лишь вершина айсберга. Кроме того, те, кто совмещает несколько курсов (кстати, это может быть и обучение «для себя» – так, к примеру, полиглоты учат все новые и новые языки), превосходно прокачивают навыки тайм-менеджмента. Они виртуозно расставляют приоритеты, классифицируют задачи и блестяще составляют расписание, в котором находится место даже для общения с семьей или отдыха с книжкой и чашкой ромашкового чая.

Инвестиция в себя

Не случайно успешные люди считают, что обучение – это лучшая инвестиция в себя. Бывают случаи, когда человек теряет все – имущество, заработок, жилье, но не теряет сам себя и может быстро «восстановиться» от потери. К примеру, дорогой автомобиль могут угнать, дизайнерскую сумку или золотое колье можно потерять, а приобретенные знания останутся с Вами.

Когда ты постоянно совершенствуешься, ты точно знаешь: у меня есть я, я смогла начать жизнь с чистого листа один раз – обязательно смогу и другой. Это вселяет силы.

Сохранение здоровья

Если не создавать в мозгу новые нейронные связи, мозг быстро деградирует. Снижаются умственные способности, человек постоянно все забывает, у него хуже получается концентрироваться. А самый простой способ создать новые нейронные связи – это учиться новому. Например, не случайно пожилым людям рекомендуют учить иностранный язык или запоминать значения слов.

Врачи нередко сравнивают мозг, который не получает новую информацию, с автомобилем, который долго стоит в гараже: со временем его аккумулятор разряжается, контакты окисляются, бортовые системы перестают работать. Иными словами, чем более активен наш мозг, тем дольше мы живем.

Улучшение жизни

Постоянное обучение способствует расширению кругозора, изменению мировоззрения, учит рассматривать ситуацию с разных точек зрения – в том числе становиться на место другого. Это помогает менять свою жизнь к лучшему, устанавливать прочные связи и даже перезапускать уже существующие отношения (например, с детьми). Обратите внимание, что современные программы обучения направлены не только на то, чтобы дать знания. У них есть одна прекрасная «побочка»: они учат, как действовать по-другому, не так, как мы привыкли, идти в тревогу, как говорят психологи, проявлять фантазию.

Пример с детьми не был случайным. Дело в том, что современные молодые люди даже не думают, что нужно выбрать одну профессию на всю жизнь и даже не пробуют планировать карьеру на ближайшие лет 20 (не то что на 40, как было принято раньше). Когда мама, живущая по заветам прошлого, сталкивается с ребенком, который не хочет идти в ВУЗ, а хочет, к примеру, открыть модную кофейню, конфликта не избежать. Знание тенденций современного мира помогает пусть не принять, но понять точку зрения ребенка, сгладить острые углы.

Пример для детей

Родитель, который учится, подтверждает, что не знать чего-то – нормально, что делать ошибки – нормально, что исправлять ошибки – нормально. Он является мощным стимулом для детей. А через собственный пример в воспитании достигаются почти любые цели!

Кстати, концепция непрерывного обучения взрослых – вовсе не новая. Ее еще в далеком 1926 году представил американский педагог Эдуард Линдеман. Его работа называлась «Значение образования для взрослых». Сегодня ее отголоски легко читаются в концепции Lifelong learning. Общо суть концепции выразил социолог, футуролог и философ Элвин Тоффлер: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

Мысли вслух