Эмоция дня

Мысли вслух

Победить смущение и неуверенность в общении

Вся наша жизнь – это общение. Но каждому оно дается с разной сложностью. Кто-то, словно по щелчку пальцев, заводит знакомых, может без стыда и стеснения сделать комплимент незнакомому человеку и без дергающегося глаза и потеющих ладошек спросить дорогу у прохожего. А для кого-то и простое «привет» – это приблизительно как поехать на Северный полюс в пляжных шортах. Да, среди подобных случаев есть ситуации, когда человеком руководит серьезное расстройство – их мы не рассматриваем, конечно. Сосредоточимся на том, что делать в случае, если причина Вашего коммуникативного «ступора» – смущение и неуверенность в себе:

1. Общаться! Какой бы стрессовой ситуация для Вас ни была, начинайте с малого. Это позволит наработать опыт, ведь, как известно, чтобы научиться плавать, нужно сначала прыгнуть в воду. Не надо сразу идти на конференцию, где Вам придется выступать перед сотней участников. Начните с уточнения дороги до библиотеки-аптеки-магазина. Меньше слов, меньше времени на взаимодействие – меньше стресса. Запомните: опыт – враг неуверенности. Чем его больше, тем ее меньше.

2. Не бояться ошибок. Они – это часть Вашего обучения. И тоже опыт. Поэтому не стоит опускать руки после первой неудачи.

3. Не игнорировать возможности. На самом деле, общение поджидает нас на каждом шагу – пользуйтесь этими шансами. Пообщайтесь с таксистом или пассажиром автобуса, сделайте комплимент врачу или учителю Вашего ребенка, задайте вопрос о товаре продавщице. Таких ситуаций много – можно попросить разменять деньги, спросить, сколько стоит вон то потрясающее платье и из чего оно сшито, уточнить, столько за проезд, узнать, сколько времени. Не отлынивайте, в общем. Хотя бы пара предложений новому человеку раз в пару дней – таков рецепт Вашего исцеления.

4. Сосредоточиться на процессе общения, а не на своем отношении к нему. Легкость и непосредственность – Ваши верные товарищи. Есть ситуация «Сейчас я спрошу, как пройти по нужному мне адресу, у этого мужчины». Есть еще одна ситуация «Ааааа… Мои ноги подкашиваются, язык немеет, глаз выпрыгивает из орбиты, а слова ушли глубоко в утробу». Конечно, Ваш вариант – первый. Кстати, страхи, комплексы есть у всех – даже у тех, кто собирает тысячную аудиторию. И еще. Когда Вы сосредоточены на собеседнике и его словах, Вы слышите, понимаете, анализируете, что и приводит к полноценному диалогу. А если Вы сконцентрированы на себе, то «магии» взаимодействия не случится.

5. Не оглядываться на других. Все, что Вы делаете, Вы делаете для себя. И не надо никаких «а что скажут люди», «а он пальцем показывать будет», «коллеги засмеют». Борясь со своей проблемой, Вы должны что-то только одному человеку – себе. И никому больше. Тот, кто может оценить Вас и Вашу деятельность по достоинству, вряд ли позволит себе роскошь косых взглядов и осуждений за спиной. А тот, кто позволит… ну и надо Вам такое мнение?

6. Представлять худший сценарий. Я, конечно, не призываю Вас стать пессимистом и наглухо уйти в депрессию. Я вот о чем: когда Вас пугает какая-то ситуация, представьте самый страшный ее исход. Вас засмеяли? Кто-то показал на Вас пальцем? Кто-то съехидничал? Все это не смертельно. Во-первых, у всех, кто делает хоть что-то, есть толпа тычущих пальцем оппонентов, за злом которых чаще всего прячется неделание ничего. Во-вторых, Вы только стали на путь коммуникативного исцеления, а значит, в следующий раз сможете дать отпор, еще в следующий – не обратите внимание на торчащий палец, еще в следующий – улыбнетесь в ответ на чье-то наивное ехидство. Можно также использовать образ птицы Феникс: вот Вас превратили в пепел чужие высказывания, а Вы восстали из пепла живее всех живых.

7. Постоянно думать о конечной цели. Да, общение с людьми может приносить и грустные моменты, поэтому всегда держите в голове свою цель. Свободная коммуникация дает много: уверенность, свободу, радость, успех, способность найти в себе силы кардинально все изменить. Это точно больше, чем Ваши страхи и сомнения.

8. Настраиваться на позитив перед «коммуникацией». Подбодрите себя а-ля «Я смогу!». А Вы же действительно сможете!

9. «Держать» зрительный контакт. Знаю, неуверенным людям это делать сложно. Но НАДО.

10. Хвалить себя за каждую попытку взаимодействия. Даже маленький успех – это УСПЕХ.

Вуаля! Регулярная, усердная практика даст колоссальные результаты. Теперь Вы не станете виновато кукситься, когда Вам хамит продавец. Не будете покидать аудиторию с позором, когда Вам неожиданно дали слово. Не станете пугаться, когда оппонент оспаривает Вашу позицию, а просто… отстоите ее! Согласитесь, это МНОГО!

Мысли вслух