Эмоция дня

Мысли вслух

Потребительское доверие: мир и Беларусь

С 2005 года компания Nielsen изучает потребительское доверие. В исследовании 2018 года приняли участие 30 тысяч потребителей из 64 стран мира. Опрос проходил в онлайн формате.

Главный показатель – индекс потребительского доверия – состоит из трех критериев: как потребители оценивают перспективы на рынке труда и что думают о своем финансовом положении, насколько они готовы тратить деньги. Если индекс выше 100, то потребители считаются оптимистично настроенными, если ниже 100, то доминируют пессимистичные настроения.

Мир во 2-м квартале 2018 года
Глобальный индекс потребительского доверия составил 104 пункта, что свидетельствует об оптимистичном видении финансовой ситуации. Однако индекс 2018 года ниже показателя предыдущих лет. Эксперты связывают падение с неблагоприятными ситуациями в Латинской Америке.

Самый высокий показатель – 113 – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Индия, Малайзия, Филиппины), а самый низкий – в Латинской Америке (86)  и Европе (87). Видимо, именно здесь живут пессимисты.

Во всем мире наблюдается следующая тенденция: пользователи довольно высоко оценивают перспективы на рынке труда и свое финансовое положение, но при этом все чаще высказывают неготовность совершать покупки.

Опрошенные выделили три наиболее актуальные проблемы:
1. Состояние экономики.
2. Состояние собственного здоровья.
3. Поиск подходящей работы.

Беларусь во 2-м квартале 2018 года

В Беларуси индекс составил 67 пунктов. Кажется, это очень мало, но, тем не менее, показатель 2018 года признан самым высоким.

В Беларуси ситуация полностью противоположна мировой: опрошенных волнует их положение на рынке труда. Тем не менее, и от позитивно настроенных респондентов никуда не деться: 36% считают свои карьерные перспективы радужными.

Что же тревожит белорусов?

  • Экономика страны.
  • Рост цен на продукты.
  • Рост цен на коммунальные услуги.
  • Состояние здоровья.


72% респондентов отметили, что они стремятся к большей экономии. На чем же можно сэкономить? 49% пользователей намерены отказаться от покупки новой одежды, а 47% — от развлечений вне дома (кафе, выставки, экскурсии, квесты и др.). Многие белорусы также в ближайшее время не планируют радовать себя новыми гаджетами.

74% опрошенных заявили, что у них остаются деньги после того, как «закрыты» базовые нужды. Эти финансы пользователи планируют направить на отпуск и благоустройство дома. 28% респондентов считают, что лучше всего деньги отложить.