Эмоция дня

Мысли вслух

Профессиональный этикет: как себя вести, чтобы карьера шла в гору?

Что знает большинство из нас о деловом этикете? Пожалуй, знания ограничиваются соблюдением дресс-кода и запретом на опоздания, но деловой этикет регламентирует гораздо больше сфер делового взаимодействия. Зачем он вообще нужен? Соблюдение правил позволяет грамотно презентовать себя коллегам, партнерам, руководству, инвесторам. Есть у него и еще одна важная функция – Вы точно сможете безошибочно разграничить работу и личную жизнь:  вряд ли Вы cтанете пить чай перед телевизором на шпильках и в деловом костюме-тройке, застегнутом на все пуговицы.

Сразу оговоримся: правил очень много. Соблюдение всех от большинства сотрудников не требуется, но следует знать основные рекомендации. С ними и познакомимся.

Придется обуздать мимику, жесты. С одеждой все понятно: то, что она транслирует, лежит на поверхности. Но не меньше рассказывают о нас жесты, мимика, взгляд. Спину держите прямой. Взгляд должен быть уверенным, но не нахальным, в глаза собеседнику. Эмоции держите при себе – лучше нейтральное выражение лица, а если ситуация позволяет – легкая улыбка. Тактильный контакт возможен лишь в случае рукопожатия. Смех от души, обнимашки, похлопывания по плечу, воздушные поцелуи отложите до встречи с друзьями.

Внимательно слушать обязательно. Психологи утверждают, что, что бы человек ни говорил, он говорит все равно о себе – о своих желаниях, целях, стремлениях, страхах. Умение слушать, вполне вероятно, поможет Вам «нащупать» вектор дальнейшего развития деловых отношений, раскрыть тайные мотивы, узнать об истинных целях. И, пожалуйста, не перебивайте. Психологи рекомендуют активное слушание: когда собеседник говорит, Вы не стоите отрешенно, а слегка улыбаетесь или киваете. Так Вы показываете коллеге, клиенту или партнеру, что Вы вовлечены в беседу, Вам важно то, что Вам говорят.

Только спокойствие. На работе часто бывают ситуации, когда имеет место критика. Воспринимайте ее спокойно. Кричать в стиле «Да я? Да кто ты такой? Да на себя посмотри!» точно не стоит. Спокойствие будет ответом также на злую критику, цель которой – провокация, вызов в Вас агрессии. Ваше убийственное молчание и полное отсутствие реакции здорово позлит провокатора.

Отвечать на письмо нужно сразу же. Если это e-mail, то думать Вы можете не больше 1–2 суток. Деловое письмо должно быть таким не только по содержанию, но и по форме: никаких смайликов, эмоциональных восклицательных знаков, больших букв длиною в слово или предложение.

Мы все идем в ногу со временем, поэтому никто уже не удивляется, что часть переговоров переместилась в интернет-плоскость – в мессенджеры, соцсети. Если Вы общаетесь, допустим, в скайпе, забудьте о капслоке (создается впечатление, что Вы «кричите» большими буквами), смайликах, фамильярном общении (даже если бухгалтер Ирина Петровна записана в Вашем списке контактов как «Ирочка»). Кстати, не всем нравится общаться в сети – кто-то предпочитает телефон или личные встречи. Уточните это у собеседника при первой коммуникации. Между прочим, правила общения в сети называют забавным словом нетикет (английское слово net «сеть» + «этикет»).

Однако есть ситуации, когда смартфон стоит отложить подальше. Если Вы общаетесь с одним клиентом и видите сообщение от другого, то прочитать его стоит позже. Если это невероятно важное послание, извинитесь перед собеседником и попросите минуту. Напишите, что Вы заняты и ответите позже. Думаю, говорить о том, что читать новости или ставить лайки в инстаграме в процессе беседы неуместно как для работающего человека, так и для человека вообще.

Не «трезвоньте». Если Ваш партнер предпочитает общение по телефону, то стоит знать, что, если он не отвечает после 3-го гудка, лучше положить трубку. Больше 5-ти гудков – это уже навязчивость.

Вездесущее «Вы». На работе стоит использовать местоимение «вы» — это очевидно. На «ты» можно перейти лишь тогда, когда Вы либо слишком хорошо друг друга знаете (в принципе, тут и вопросов не возникает), либо договорились с собеседником об этом. Однако, если на совещании, допустим, кроме Вас двоих присутствуют и незнакомые люди, обращаться друг к другу нужно на «вы».

Субординация – не просто слово. Ошибочно полагать, что субординацию соблюдать должен только подчиненный (выполнять поручения руководителя, вежливо высказывать свое мнение, обращаться на «Вы» и прочее). У начальника тоже много «должен». Например, он должен нейтрально общаться со всеми работниками, а критику высказывать только с глазу на глаз – никакой показательной «порки».

Мысли вслух