Эмоция дня

Мысли вслух

Родитель говорит! Как делать это так, чтобы ребенок услышал?

В состоянии «попугая, повторяющего одно и то же» не раз пребывал каждый родитель. Он говорит, говорит, говорит – настойчиво, терпеливо, а ребенок не слышит, не слышит, не слышит. Не слышит по разным причинам: может, он сильно увлечен своим делом, может, просто протестует, а может, Ваши слова для него уже давно стали фоновым шумом (так обычно бывает, когда дети слышат в свой адрес постоянные замечания и упреки). Но, какой бы ни была причина, факт остается фактом: намеренная «глухота» может просто нервировать, а может вполне реально влиять на жизнь (например, если ребенок прослушал важную информацию, не обратил внимание на значимую просьбу, да попросту опоздал в школу, когда витал в облаках). Но, по мнению Анны Быковой – популярного психолога, умение слышать с первого раза можно развить.  Свой алгоритм приучения психолог приводит в книге «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой».

Важно убедиться, что Вас слушают.

Это утверждение звучит банально, но ведь действительно, разве мы всегда убеждаемся, что нас слышат, когда хотим сказать что-то важное? Когда я пишу и полностью погружена в повествование, я могу запросто пропустить свистящий вовсю чайник, а уж про слова и говорить не стоит. А ведь дети увлекаются куда проще! Если ребенок, к примеру, поглощен игрой или новой книгой, он легко пропустит мимо ушей Ваши наставления и пожелания.

Переключить внимание можно двумя способами:

  1. Повысить голос.
  2. Прикоснуться.

Первый вариант не особо приятный: громкие звуки у большинства людей (и детей в том числе) ни с чем хорошим не ассоциируются. Поэтому вариант два более комфортный и, соответственно, предпочтительный.

Самый простой способ прикоснуться – положить руку на плечо или взять за руку. Когда внимание переключилось, можно говорить. Еще лучше находиться с ребенком «глаза в глаза»: если Вас увидели, то должны и услышать.

Кроме того, фраза должна быть не абстрактной, а адресной – включите в нее имя ребенка или ласковое прозвище. «Собирай игрушки», «Собираем игрушки» – это как бы не про ребенка, а про кого-то абстрактного, вот он пусть и занимается неблагородным делом. А вот «Анечка, собери, пожалуйста, игрушки» – тут уже не отвертишься, ведь вряд ли в поле зрения мамы куча Анечек.

Не менее важно убедиться, что Вас услышали.

Итак, первая заслона рухнула – и Вас слушали. Теперь надо бы еще и услышать! Давайте снова проведем аналогию со взрослыми. Вот Вы видите человека, вроде даже слушаете, но не слышите, киваете, «угукаете», а сами витаете в своих мыслях. Ну, к примеру, Вам про сроки отчета говорят, а Вы мысленно в магазине стройматериалов выбираете клинкерный кирпич для кухни или в интернет-магазине заполняете корзину эффектными нарядами для новогодней вечеринки.

С детьми то же самое, поэтому важно «закрепить» материал и уточнить, понял ли Вас ребенок.

«Анечка, убери, пожалуйста, игрушки. – Ага. – Что значит «ага»? – Иду убирать игрушки». Как-то так в общем.

Судя по первым двум пунктам приучения к «услышанию», можно сказать, что этот процесс довольно сложный – там убеди, да тут пойми. Но это только поначалу: когда такое общение войдет в привычку, напрягать своей «мгогоходовостью» оно перестанет.

И на закуску – обязательно обговорите последствия.

Говорю, говорю, говорю…,  а он не делает! Но если и самим ничего не делать, не подкреплять «говорю» действием, то и ребенку не особо резонно что-то в своей жизни менять. Анна Быкова приводит интересную цитату: «Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз». А для этого стоит всегда предупреждать о последствиях.

«Анечка, собери игрушки. Если они продолжат валяться на полу, я уберу их сама, но ты играть с ними не будешь до конца недели». И надо точно так и сделать! Даже если Анечка будет умолять и давить на жалость, оставайтесь непреклонны: игрушки до конца недели в заслуженном отпуске.

Тот, кто не приходит есть вовремя, вкушает холодный обед, так как мама по второму разу подогревать не будет. Тот, кто не снимает школьную форму по возвращении домой, идет завтра в мятой рубашке с предательским пятном от соуса, а мама сегодня устала и стирать, сушить, гладить уж точно не будет. Тот, кто будет долго собираться в школу, точно опоздает – и ему, а не маме придется объяснять учителю, почему так произошло.

Сурово, конечно. А что делать?!

Важные нюансы

Анна Быкова дает несколько значимых пояснений:

  1. Нет смысла переходить сразу к пункту 3, если пункт 1 и 2 Вы успешно проигнорировали. Если ребенок не слушал и не услышал, а Вы сразу взялись за исполнение последствий, эффекта не будет.
  2. Личный пример никто не отменял. Вы можете внедрять алгоритм не на 3, а на 23 пункта, но он будет бесполезен, если Вы сами не слышите ребенка.
  3. Последствия нужно «подбирать» по возрасту. Например, нельзя сказать ребенку, который еще не разбирается во времени, что-то в стиле «через 10 минут, если игрушки будут не убраны, я их заберу». Что это за зверь такой – 10 минут? Или нет смысла угрожать в духе «если не оденешься быстро, опоздаешь» трехлетке, которая без посторонней помощи по полчаса «осиливает» одни колготки и уж точно не сможет толком объяснить воспитателю, почему она опоздала.
  4. Последствия – это последствия, а не шантаж или унижение. «Тот, кто не соберет фломастеры, останется без них до выходных» – это последствия. А пресловутое «выброшу их с пятого этажа или отдам соседке Катеньке» – это уже совсем другое (неприятное!) дело.

Может быть, для кого-то повторенье по сто раз – это мать ученья, да и особого дискомфорта от роли попугая он не испытывает, то в большинстве случаев все это значительно подтачивает ресурс, расшатывает спокойствие и поднимает ненужную волну раздражения. И, конечно, негативно сказывается на детско-родительских отношениях. Но научить ребенка слушать важно не только по этой причине.

Ребенок – это будущий взрослый. Логично, что ребенок, который не слушает и не слышит, станет взрослым, который не слушает и не слышит.  А ведь навык важный – и уж точно пригодится как в личной, так и в профессиональной жизни. Так что строим фундамент для будущего!

Мысли вслух