Эмоция дня

Мысли вслух

Руки прочь от детского творчества! Почему важно не мешать детям

Большую часть своей взрослой «мамской» жизни я жила с установкой, что любое проявление детского творчества нужно нахваливать – впечатляться, восхищаться, умиляться. Однако несколько лет назад я прочла у одного психолога немного другое мнение: хвалить, безусловно, нужно – это мотивирует, но нужно с умом. Это значит, что  критика должна быть конструктивной: родитель может отметить места, которые ему понравились, удивили, умилили, но при этом должен «направить» малыша там, где это требуется. Например, ребенок нарисовал дерево с желтым стволом – родителю нужно его поправить, но лояльно, в стиле «я бы нарисовала ствол коричневым – думаю, так более похоже». Затем я прочла мнение еще одного психолога, который пишет о том, что подобные «вмешательства» мешают детскому творчеству, которое идет не от мозга, а от сердца: детям очень важен сам процесс, а результат и его соответствие действительности волнует лишь родителя.

Почему «невмешательство» важно?

Творчество крайне значимо для полноценного развития ребенка. Оно не только помогает развивать воображение и изучать мир, но и дает внутреннюю свободу, возможность избавиться от накопленных эмоций, осознать себя как личность – индивидуальность, не похожую на других.

Творчество активно использовалось для поддержки детей, которые находились в концлагерях во время войн. Так, австрийская художница и педагог Фридл Дикер-Брандейс рисовала вместе с детьми в польском лагере Терезин, помогая им хотя бы на время отвлечься от гнетущей реальности. Искусствотерапия позволяла победить страх, давала ощущение свободы, наводила порядок в чувствах, мыслях. После войны в этом гетто были найдены несколько тысяч рисунков.

Художница погибла в 1944 году в Освенциме, но многие из ее подопечных, которым удалось выжить, стали искусствоведами, художниками, детскими психологами – они продолжили развивать то, что когда-то спасло им жизнь.

Как не «вмешиваться», но при этом помочь развить талант?

1. Помогать найти себя.

Каждый ребенок талантлив. Арт-терапевты считают, что, если у Вашего ребенка «нет таланта», то Вы попросту этот талант не нашли. Единственный способ его обнаружить – наблюдать.

Если ребенку нравится повторять за взрослыми, озвучивать несколько персонажей игры самостоятельно, кривляться, налицо проявления актерского мастерства. Если ему нравятся звуки, он легко повторяет мелодии, у малыша способности к музыке. И так далее. Но наблюдение и определение – это лишь первый шаг. Шаг второй – помощь. Первому малышу наверняка понравится в театре, второму – на концерте. Чаще ходите с ребенком на подобные мероприятия.

2. Играть.

Еще один важный аспект – игра. Концерт – это, конечно, хорошо, но не будешь же ходить в филармонию каждый день, поэтому нужно прибегнуть к игре: можно, к примеру, сформировать свой импровизированный оркестр из детских музыкальных инструментов или использовать подручные средства. Ребенку точно понравится изучать, как «звучит» кастрюля, столешница, дверь. А если в доме есть настоящий музыкальный инструмент, счастью не будет предела.

Кроме того, игра развивает воображение. В процессе игры дети создают мир собственного воображения: им неведомы понятия «банально», «некрасиво», «неправильно». Они действуют по принципу «Я – художник: я так вижу». Именно поэтому взрослые часто сетуют а-ля «у малыша столько дорогих игрушек, а ему нравится играть с палочкой во дворе». Конечно, ведь эта палочка дает простор для воображения, а в красивой игрушке все уже придумали до ребенка. Если вмешаться и прервать этот процесс формирования выдуманного мира, одернуть, Вы разрушите хрупкую конструкцию.

3. Не давить.

Детям свойственно иметь много интересов. К тому, что ребенок что-то начинает, а потом бросает, одни родители относятся нормально, а другие начинают увещевать, пугать безликим будущим, которое неминуемо настанет, если не прилагать усилия. Как действовать?

Если это преходящее увлечение, в «бросании» нет ничего страшного: так ребенок ищет себя. И вообще, чего можно хотеть от детей, если и взрослые часто так поступают – меняют место учебы, работы, даже партнеров, потому что просто ищут свое место под солнцем.

А что если это вовсе не увлечение, а именно талант? Во-первых, ребенок может устать. Во-вторых, его могут тревожить какие-то внешние факторы: например, рисование ему нравится, а вот с учителем характерами не сошлись. В-третьих, ему может сложно даваться какая-то часть творчества. Что делать? В первой ситуации арт-терапевты и психологи рекомендуют взять паузу, во второй – поменять преподавателя или вовсе локацию (например, выбрать другую студию), в третьей – объяснять. Да, объяснять сложно, но нужно найти подход. Так, многие юные художники обожают рисовать на свободные темы, но не любят учить теорию – я, к примеру, ненавидела строить проекции фигур и рисовать лицо не по наитию, а по разметке. Так вот все это важно для того, чтобы воплощать свои идеи, расти и развиваться, «прокачивать» свое мастерство. Дети это понимают – просто напомните об этом.

4. Не негативить, а создавать условия.

Я обожаю рисовать – и тяга к рисованию была с детства. Однажды, года в 4, я обрисовала обои (все обои в комнате!)… маминой губной помадой. И нет, меня за это не убили. Поругали, конечно, но особых условий для того, чтобы подобные шедевры больше не появлялись (а они появлялись), не создали. Но это было почти 30 лет назад – сейчас возможностей масса.

Например, «рисовальщикам» можно организовать специальное пространство: мольберт для малышей, конечно, рано, а вот зафиксировать на стене рулон бумаги или обоев – запросто. Суть в том, что ребенок может рисовать на большой площади, сам отрывать бумагу и рисовать дальше до бесконечности (пока рулон не закончится). Еще одно решение – стены, покрытые грифельной краской: они превращаются в большие «школьные» доски, на которых можно рисовать мелом. Кстати, есть даже мебель с такими фасадами.

Психологи считают, что большие пространства раскрепощают ребенка: он может творить по наитию, без мыслей о том, чтобы не выходить за рамки, делать правильно, «как надо».

5. Не переносить на ребенка свои амбиции.

Некоторые мамы и папы спят и видят себя мамами и папами успешной модели, признанного художника, известного дизайнера. Но ребенку всего этого может и не хотеться – он просто делает то, что ему нравится. А еще бывает и так, что, как только родитель замечает, что у ребенка получается, скажем, похоже рисовать слоника, он тут же выстраивает карьерный план: сначала художественная школа, потом институт дизайна, а потом громогласный успех.

Отсюда – сильнейший акцент на результат: ты должен быть лучшим, учись только на 10-ки, приноси с конкурсов и олимпиад только первые места. В большинстве случаев это напрочь отбивает желание творить – талант «погибает».

6. Учитывать возраст.

Кроме «предрасположенностей» психологи рекомендуют учитывать и возраст ребенка. Так, в 3 года ребенку будет особенно интересно рисование. В 6 лет детям нужно взаимодействие с другими детьми – можно посещать театральную студию, разнообразные кружки (керамика, моделирование). К 8 годам многие девочки увлекаются танцами, а в 12 лет ребенку может понравиться деятельность, которая связана с технологиями: фотография, видеомонтаж.

Возможно, Ваш ребенок еще не нашел себя, потому что просто не знаком с «той самой» сферой деятельности. Нужно познакомить!

Как видим, все советы сводятся к тому, чтобы помочь ребенку развить свои таланты. Однако при современном темпе жизни это «помочь» могут не все – кто-то не успевает, а кто-то просто не знает, как это сделать. В такой ситуации психологи советуют просто не мешать, не вмешиваться. Это же только нам, взрослым, кажется, что детям от нас всегда что-то нужно – на самом деле для творчества ребенку нужен лишь он сам. «Невмешательство» станет отличной базой для здоровой самооценки, поиска себя и, конечно, гармоничного развития личности, уверенного вхождения во взрослую жизнь. Разве не это всем нам так нужно?

Мысли вслух