Эмоция дня

Мысли вслух

Счастливые дети
у счастливых родителей

Любовь родителя к малышу проявляется через прикосновения, поцелуи, улыбку, объятия, то есть невербальные отношения. Однако не последнюю роль играют и слова. Они могут поддержать и вдохновить, успокоить и проявить сочувствие, развеселить или, напротив, расстроить, обидеть, уколоть. Именно поэтому так важно выбирать для своего крохи (не важно, сколько ему – 5 месяцев, 5 лет, 15 лет или 45 лет в следующем году) подходящие слова. В жизни, не спорю, бывает всякое: не всегда мы сначала думаем, а потом уже озвучиваем свою позицию, не всегда благосклонны, а случается, что даже злы и раздражены. Но все же нужно постараться, чтобы основу основ Вашего вербального взаимодействия составляли правильные выражения. Найти их самому иногда довольно сложно, поэтому можно прибегнуть к помощи экспертов, которые показывают нам – людям, далеким от научного осмысления родительско-детских отношений, – нужный вектор движения.

Как можно чаще говорите малышу:

«Я люблю тебя». Кажется, это самое простое, да? Но и самое сложное! Не забывайте об этих волшебных словах тогда, когда кроха навредничала, когда злится и вообще не в духе. Подчеркивайте, что Вы любите ребенка вне зависимости от ситуации. Его поведение можно не любить, его поступки и щетинистые подростковые слова тоже любить никто не обязан, но любовь к самому ребенку вне времени, расстояния и обстоятельств.

«Я всегда с тобой». Жизненный путь для маленькой личности представляется гигантской чащобой, наполненной интересными, но не всегда понятными, а иногда даже страшными вещами. Поэтому так Важно акцентировать внимание на том, что малыш не один, что у него есть родители, которые выслушают, примут и обязательно помогут, станут надежными спутниками в увлекательном жизненном путешествии.

«Спасибо». Банальное проявление вежливости подчеркивает значимость крохи в Вашей жизни и попутно учит его проявлять вежливость в ответ. У вежливых родителей – вежливые дети. Сила личного примера!

«Мне понравилось, как мы вместе с тобой сегодня играли/ходили на прогулку/готовили печенье». Фразы в этом духе для ребенка являются сигналом: «маме со мной хорошо, нам хорошо вместе». Да и общие дела укрепляют отношения, делают людей ближе. Кроме того, говоря об этом с ребенком, Вы учите его выражать свои чувства, быть открытым миру. Позитивное мировоззрение тоже лучше воспитывать с пеленок.

Делитесь с ребенком:

Историей его рождения и младенчества. Расскажите малышу, как Вы его ждали, как готовили дом к его появлению, какой была Ваша первая встреча, как Вы за ним ухаживали (история первого купания, наверное, почти у всех родителей захватывающая и полная приключений!). Крохе будет интересно, почему его назвали так, а не иначе, как его приняли новоиспеченные бабушка с дедушкой и какой первый подарок ему подарили. Тем здесь великое множество – первый шаг, первое слово, первый вымученный зуб, первая сломанная игрушка, первый раз на детской площадке, первая зубная щетка и робкие попытки ее приручить. Сделайте достояние своей памяти общим: это сближает и превращает прочные узы в неразрывные.

Информацией о себе. Особенно такие разговоры интересно вести с подросшим малышом – лет с трех. Это реальный шанс подружиться! Говорите обо всем на свете – о любимом цвете и музыке, о прическе, о том, что Вы делали, когда были в возрасте своего ребенка, о любимом мультфильме, о сумасбродных поступках. Недавно я рассказала дочке, как лет в шесть сама себе обстригла челку. Помню, тогда моему деду было весело до колик, а маме… в общем совсем не весело. А вчера чадо пришло ко мне с отрезанными прядями. Гены!

Тем, чем Вы живете в данный момент. Дети все понимают, не стоит отмахиваться от них как от некомпетентных и несведущих. Расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь и зачем Вам это нужно, поделитесь своим планом (на день, неделю, месяц, год), посвятите его в список дел, который нужно обязательно сделать до отпуска, не забудьте иногда говорить о том, что Вам, как и любому другому человеку, бывает сложно. Вы можете всплакнуть, можете разозлиться на соседку неряху, можете проснуться в плохом настроении и не хотеть вообще что-то делать. Так Вы покажете ребенку, что Вы не киборг, а живой человек, жизнь которого не ограничивается лишь полезным омлетом на завтрак и овощным рагу на обед.

Тайнами. Будет неплохо завести свой секретный код. Например, сжимаете руку один раз – «все в порядке», сжимаете два раза – «мне здесь не нравится», сжимаете три – «я тебя люблю». Можно придумать и кодовое слово. Кстати, такие приемы хорошо погашают агрессию. Когда Вы чувствуете, что вот-вот взорветесь, а малыш скатывается в истерию, вспоминаете о своем стоп-слове, берете паузу и прекращаете эту феерию злости.

Интересуйтесь у малыша о том:

— что случилось, как это произошло и почему, что можно сделать в этой ситуации. Детям не менее чем взрослым важно, чтобы их слушали и слышали;

— что он думает по тому или иному поводу;

— о чем он мечтает;

— что ему больше всего запомнилось в этом дне.

Подобные вопросы позволяют стать для ребенка не просто родителем, а настоящим другом (в подростковом возрасте это точно пригодится!). Малыш будет чувствовать искреннее участие, а это основа формирования доверия. Со временем он ответит Вам тем же: ему будет не все равно, как прошел Ваш день и что в нем случилось. Это важно.

Не забывайте также и о том, что вербальное взаимодействие идет рука об руку с невербальными отношениями. Поэтому чаще улыбайтесь, помогайте крохе осваивать мир, показывайте, как делать повседневные вещи правильно, уделяйте время для важных детских занятий (посчитать ворон, покормить уток, вынести молока котенку, построить дом из веток и др.). Эти вещи могут показаться кому-то неоправданными и слишком милыми, но именно они – залог формирования сильной, независимой, разносторонней и счастливой личности.

Мысли вслух