Эмоция дня

Мысли вслух

Современный босс: какой он?

Сегодня акцент в образе руководителя сменился. В большинстве случаев внимание почти не уделяют внешнему облику, а вот к личностным качествам предъявляют строгие требования. Так, ответственность уже не рассматривается как ключевая характеристика, потому что она должна сама собой разуметься (как базовая комплектация премиальных авто). А на первый план выходят гибкость, креативность, толерантность. Какой же он – руководитель 21 века?

Не боится идти обходным путем

Сейчас редко встретишь перспективного руководителя, который готовил себя к своему ответственному посту буквально с «пеленок». Напротив, многие успешные и талантливые пришли на свою должность «в обход». Одни работали в компании с момента ее основания, но в других отделах, вторые вообще получили не профильное образование, попробовали себя в разных сферах и пришли в ту, в которой и добились успеха.

Такая нелинейность больше не рассматривается как разбазаривание потенциала (и не должна рассматриваться как недостаток, за который стыдно). Напротив, она дает одно огромнейшее преимущество. Это опыт. А еще расширение кругозора, способность легко ориентироваться в разных сферах деятельности, быстро переключаться, искать нестандартные решения стандартных проблем.

Мыслит критически

Раньше было как? Руководитель – почти что идол, который неправым быть в принципе не может. Сегодня все максимально лояльно: босс – в первую очередь человек, соответственно, ошибки ему не чужды.

Современный руководитель должен уметь слышать других. Если команда говорит ему, что решение неверное, а стратегия неоправданная, то это не повод всех перепоувольнять – это стимул пересмотреть свое решение. Умение учиться на собственных ошибках и (главное!) признавать их, исправлять их является ключевым для босса 21 века.

Он/она – великий манипулятор (в самом хорошем смысле)

Если слово «манипулятор» кажется на 100% негативным, заменить его можно словом «жонглер».

За руководителем всегда стоит не один человек, а целая команда. И вот «жонглировать» этой командой – великое искусство. Что это значит? В прогрессивных компаниях работа строится не столько вокруг результата, сколько вокруг процесса – и это магическим образом дает потрясающие результаты. Например, один сотрудник – великолепный математик, превосходно считает и видит все эти логические взаимосвязи, которые ставят большинство в тупик. А есть другой сотрудник: он больше по части креатива. Если первого заставить писать текст поздравления для коллег на 8 Марта, а второго – делать отчет, ничего хорошего не выйдет. Современный босс должен видеть сильные стороны каждого в своей команде и «адаптировать» рабочие задачи. Что это дает? Во-первых, задача точно будет выполнена качественно. Во-вторых, Вы избавите сотрудников от стресса, а значит, повысите продуктивность труда. В-третьих, Вы сформируете действительно сплоченную команду, где всем будет комфортно работать. Во всех случаях общее дело в плюсе.

Постоянно учится

«Ха! Так это и просто – увидеть, понять!» — саркастично заметят многие. Конечно, увидеть и понять без должной базы знаний сложно. Отсюда еще одно ключевое качество современного босса – постоянное обучение. Например, распознать сильные стороны сотрудника легче, если Вы, к примеру, знаете о психотипах  людей, о темпераментах, эннеаграмме. А регулярное общение с коллегами позволяет узнать больше об их привычках, вкусах, увлечениях.

Не боится задавать вопросы

Руководитель должен руководить, то есть координировать работу так, чтобы достичь поставленной цели. При этом на каждом этапе этой работы есть свой ответственный. Если Вам что-то непонятно или Вы зашли в тупик, ничего страшного не произойдет, если Вы признаете это и обратитесь к «ответственному», который может посвятить в курс дела. Не знать всего – не стыдно. Стыдно – не хотеть узнать.

Большинство боссов боится задавать вопросы из-за иллюзии, что их авторитет рухнет. Но мы живем уже в другом мире: здесь авторитет дает не всезнание, а умение найти нужную информацию и грамотно ей распорядиться.

Развивает эмпатию

Сочувствие, стремление понять критически важно для выживания  бизнеса, ведь основной его ресурс – не идеи и проекты, а люди, которые продуцируют эти идеи и готовят эти проекты. А люди – не машины. Они часто оказываются на грани эмоционального выгорания. Именно в такие моменты важно одобрение, подбадривание, поощрение со стороны руководителя.

В одном из голливудских фильмов герой – молодой руководитель огромной диджитал-компании – снял двери в своем кабинете, чтобы любой сотрудник в любое время мог прийти к нему и поговорить. Оказывается, это не просто кинематографический ход, а реальный бизнес-прием. Прогрессивные боссы если и не снимают двери с петель, то просто не закрывают их. Они готовы выслушать любого, ободрить добрым словом, отвести от края эмоционально-выгорательной пропасти. Это позволяет создать в коллективе комфортный психологический климат, что уж точно только стимулирует работу.

Толерантен/тна к чужим ошибкам

Ошибки = опыт. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Это, пожалуй, должно стать мантрой прогрессивного босса.

Если босс руководит большой преуспевающей компанией, создается ощущение стабильности. И это здорово, только надолго такое ощущение задерживаться не должно: мир меняется – компании неизбежно должны под него подстраиваться. Поэтому важно донести до сотрудников, что пробовать – это нормально, что ошибаться – тоже нормально, что промах не станет причиной косых взглядов и увольнения. Учатся все – и руководитель в том числе.

Один из эффективных способов донести до работников эту мысль, снять психологическое напряжение – проведение дней компании (кстати, этот тренд уже подхватили многие организации). Суть в том, что в один день все сотрудники собираются, скажем, в большом конференц-зале (в офисе, на сторонней площадке – например, на базе отдыха) и ведут открытое обсуждение насущных проблем. Такой себе брейншторм в увеличенном масштабе. Кстати, эта тенденция отлично вписывается с коронавирусные реалии, ведь «встречаться» можно и по zoom, skype или viber, к примеру.

Чтобы создать образ еще более лояльной компании, многие организации идут дальше и проводят семейные дни для своих сотрудников. Работники могут прийти на мероприятие с семьями: пока они обсуждают рабочие вопросы, дети, к примеру, могут посетить мастер-классы и прочие развлечения, познакомиться друг с другом.

В такой атмосфере каждый сотрудник осознает свою важность и нужность. Он знает, что будет  услышан.

Не пугается конфликтов

Непродуктивные конфликты отметаем сразу – им нечего делать в рабочей среде. А вот  продуктивные – другое дело. Именно в таких спорах и рождается истина. Подобных столкновений бояться не стоит – они нередко приносят новые идеи и раскрывают потенциал спорящих, а вот роль «надзирателя» достается именно руководителю. Он должен «вести» спор и не позволить ему вдруг скатиться в непродуктивность.

Перечисленные качества характеризуют должность, которую может занимать и женщина, и мужчина. Причем у каждого «пола» есть свои плюсы. Так, женщины – рекордсмены по эмпатии. Как правило, именно такие руководители формируют сильную, сплоченную команду. А мужчины быстрее находят новые знакомства и обзаводятся нужными бизнес-связями. При этом женщины могут легко научится искать полезные контакты, а мужчины запросто освоят эмпатию. Главное – желание. Поэтому шанс стать отличным боссом есть у каждого в независимости от пола, а сегодня даже – и от возраста: 20-летние руководят так же успешно и прогрессивно, так и 50-летние. В этом гибкость современного мира. И, кажется, это невероятно здорово.

Мысли вслух