Эмоция дня

Мысли вслух

Способы «пригасить» конфликты с коллегами и руководителем

Рабочий коллектив – это люди с разными позициями, мнениями и планами, поэтому столкновения как между коллегами, так и с руководителем неизбежны. По мнению психологов, конфликты на работе (так же, как, к примеру, между партнерами или друзьями) абсолютно нормальны. Но, чтобы они разрешались здоровым способом, необходимо разбираться с ними «на месте». Недовольство нельзя «глушить» (иначе оно уничтожит человека изнутри), но и нельзя «нести» его домой и нарушать хрупкие условия баланса «работа-личная жизнь». Как быть, если любой спор – всегда боязно и зачастую на границе выхода из зоны комфорта? Как разрешить конфликт экологично?

Взять перерыв

Основополагающее правило – не рубить с плеча. Когда эмоции зашкаливают, очень легко поддаться импульсу, о котором, скорее всего, Вы очень быстро пожалеете. Поэтому эксперты советуют взять тайм-аут на «подумать». Например, к болезненному вопросу можно вернуться через пару дней, когда Вы будете в состоянии приступить к обсуждению с четким планом действий и внятной позицией.

Это время психологи не рекомендуют тратить впустую: лучше взвесить все «за» и «против», можно даже составить план и прописать все доводы. Так общая картина станет яснее.

А вот вместо того чтобы сетовать домочадцам и жаловаться на несправедливого босса или некомпетентного коллегу, лучше сконцентрироваться на себе. Вы в стрессе, а значит, все силы нужно направить на максимальное успокоение и примирение – с собой в том числе.

Поставить себя на место другого

Сгоряча очень хочется делать выводы в стиле «я – умный, а вот он сам не очень». Поэтому так важно убрать фактор «сгоряча» и понять позицию оппонента. Маловероятно, что кто-то высказал противоположное мнение просто из вредности – скорее всего, у этого кого-то тоже были свои доводы. Вот их и нужно осмыслить.

Кстати, это позволяет не только принять чужую точку зрения, но и понять ее. Кроме того, все тщательно взвесив, Вы оставите только суть, уберете эмоции, а, работая с сутью, гораздо легче прийти к общему решению.

Помнить о том, что дело, которое Вы делаете, общее

У Вас и у Вашего оппонента – общая цель: Вы оба хотите великолепно справиться с проектом, получить отличные результаты. Об этом стоит помнить, когда отправляетесь на беседу «по душам». Даже если Ваше мнение не будет учтено в итоговом решении, Вы будете знать, что, во-первых, у Вас есть своя позиция, а во-вторых, Вы ее донесли до собеседника.

Нередко осознание общности дела позволяет обоим оппонентам отступить от своих принципов и найти решение, которое будет полезно в первую очередь делу. Здесь можно провести аналогию с расставшимися родителями, которые пытаются забыть обиды и злость ради ребенка. У многих получается, кстати.

Не бояться обращаться к «судье»

Между коллегами нередки случаи, когда кто-то просит кого-то подменить, прикрыть, помочь. В большинстве случаев в таких просьбах нет ничего страшного – скорее всего, Вы с радостью поможете разобраться с вопросом коллеге-новичку или подмените подругу, у которой заболел ребенок. Но есть и ситуации из ряда вон выходящие, когда за просьбами о помощи скрывается коварное «сделай за меня». Абсолютно нормальная реакция в этом случае – нет. Но за этим зачастую следует конфликт в духе «я по-хорошему прошу, а ты вот так…».

Считается, что привлекать третью сторону в конфликт не стоит (помните про знаменитый сор из избы?), но это не касается рабочих споров коллег. Если Вы понимаете, к примеру, что нагрузка распределена неравномерно (коллега явно не успевает, а Вы не можете зарабатывать «выгорание», закрывая его «хвосты»), можно обратиться к руководителю – непосредственно тому, кто контролирует распределение нагрузки.

Не участвовать в чужих «склоках»

Если Вы – не руководитель из предыдущего примера, то влезать в чужой конфликт – это минимум непродуктивно и максимум непрофессионально. А иногда Вас туда просто втягивают – и стоит приложить усилия, чтобы остаться при своем.

Если Вы чувствуете, что один из коллег хочет «переманить» Вас на свою сторону, не очень красивым методом заручиться Вашей поддержкой, психологи советуют ссылаться на занятость: мол, у меня сейчас встреча – вообще никак не получится, да, а завтра я составляют отчет, тоже никак. Обычно после нескольких неудачных попыток интриганы теряют интерес. Им надо выплеснуть свой праведный гнев, а если Вы заняты и не можете полностью погрузиться в вопрос, то зачем силы тратить?

Да, есть риск, что в условиях разрастания конфликта Вы останетесь такой себе белой вороной, нейтралитетом, за что наверняка на Вас будут посматривать косо. Но ведь по сути это проблема тех, кто смотрит косо, Вы же, напротив, сохраняете свое лицо как профессионала и человека, оставляете силы для того, чтобы делать то, для чего Вы и пришли на работу, – собственно работать.

Сегодня многие компании хотят видеть под своим крылом людей неконфликтных. Но следует учитывать, что «конфликтность» бывает разная. Если Вы загораетесь от любой искры, то, скорее всего, неконфликтная должность Вам не подойдет. А вот здоровая доля конфликтности на работе не помешает – более того, она даже помогает отстаивать свои права, сохранять свои ценность. А еще это отличная профилактика выгорания и даже депрессии – как известно, от выгоревшего работника с мрачными, подавленными настроениями никакой продуктивности ждать не стоит. А значит, и пользы общему делу это не принесет.

Мысли вслух