Все всё классифицируют: так проще, понятнее и легче. Не обошлось и без классификации школьников. Анна Быкова – психолог, педагог и автор серии книг про «ленивую маму» – подходит к типологии творчески, предлагая четыре нестандартных типа личности школьников. Эта классификация помогает понять, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, как быть родителю и что делать, чтобы подсобить своему чаду в построении светлого настоящего и будущего.
Давайте уточним, что «ленивая мама» – не мама, чинно возлегающая на диване и мудро координирующая действия детей. Это современная женщина, которая дает детям больше свободы, меньше тревожится и позволяет себе – маме – быть в этом мире кем-то еще, кроме мамы: женщиной, подругой, дочерью, да просто человеком с его бесконечным внутренним миром.
Итак, какие психотипы выделяет Анна Быкова?
Творческий ребенок
Как распознать?
- Мыслит нестандартно. Незнакомые люди могут даже посчитать его странноватым: что это другие дети играют в мяч, а он ходит и что-то сочиняет?
- Не нуждается в компании. Творческому хорошо наедине со своими мыслями. Он легко придумывает себе занятие и глубоко в него погружается.
- Скучает в школе, потому что бесконечное повторение прописных истин напрочь лишено творческого – захватывающего – компонента.
- Обожает изобретения. Такой ребенок даже не сильно расстроится, если ему не удастся достичь блестящего результата, потому что важен сам увлекательный процесс.
- Часто отступает от инструкции: я художник – я так вижу.
- Страстно увлекается чем-то помимо школы и достигает в этом успеха. Творческий «прикипает» к своему занятию и охладевает к нему только тогда, когда творческий и познавательный потенциал хобби исчерпан.
- В школе часто получает средние баллы, хотя очень умный и разносторонне развитый. Причина – нежелание действовать по стандарту, соблюдать правила (какая разница, с какой буквы и где писать слово «Задача», если сама задача решена верно?).
- Не любит толпу и суету: пока одноклассники ставят девочкам подножки и носятся «как угорелые», творческий читает, полностью погружаясь в повествование. Или рисует. Или сочиняет рассказ. Но нельзя сказать, что творческий нелюдимый – напротив, он хорошо переносит общество. Правда, только то общество, где разделяют его ценности и увлечения.
- Борется за истину и справедливость. Если в классе есть «лидер», который всех подавляет и ведет нечестную игру, творческий не побоится открыто выступить против него.
Как сосуществовать?
Если Вам достался творческий ребенок, психологи рекомендуют не изводить себя терзаниями и не бороться до трясущихся рук за главенство правил. Лучше отказаться от выматывающего противостояния и все чаще отпускать собственный перфекционизм. На рабочем столе ребенка кошмар? В комнате не убрано? Забыл заправить рубашку? Надела разные носки? Ничего. Стол и комната – его стол и комната. Рубашка рано или поздно заправится, а в разных носках вообще нет ничего страшного. Даже забавно. А в нынешних модных условиях еще и стильно.
Правильный ребенок
Как распознать?
- Обожает правила и активно стремится их устанавливать.
- Ориентирован на успех, быстро схватывает школьный материал, поддерживает дисциплину, старателен, аккуратен, местами даже педантичен.
- Видит мир как иерархию. В иерархическую пирамиду (кто главнее? кто важнее? кто сильнее?) выстраивает членов семьи и одноклассников. Очень любит занимать положение «командующего» в этих пирамидах.
- Способен на прочную, многолетнюю дружбу, но только с узким кругом людей, которые приносят ему пользу (например, один друг помогает по математике, а с другой подружкой они вместе делают проекты по географии).
- Быстро и легко заводит знакомства, обладает виртуозными навыками переговорщика и искусно находит компромиссы.
Как сосуществовать?
Кажется, ребенок, который обожает правила, – подарок небес. Но есть и обратная сторона: такие дети часто очень долго помнят обиды и даже могут годами разрабатывать план мести, они нередко манипулируют взрослыми и одноклассниками, слишком честолюбивы, бывают даже меркантильны. Поэтому родителям правильных психологи советуют делать особый упор на морально-нравственную часть жизни: правильному нужно активно объяснять, почему в обществе ведут себя так, а не иначе, почему важно не всегда следовать сухим, голым аргументам, почему чувствовать, проявлять слабость – так же нормально, как и быть сильным и непреступным.
Звездный ребенок
Как распознать?
- Я звезда и вообще лучше всех – кредо звездного ребенка.
- Обожает внимание, всегда старается его привлечь. Нередко «играет на публику» – искусно жеманничает, устраивает театральные представления, говорит громко (ну конечно, все же должны услышать), активно размахивает руками (все должны еще и увидеть), «выдает» эмоции. В общем, «сцена по нему плачет».
- В школе суетлив, не особо вникает в материал, но активно старается высказаться по поводу и без (чтоб заметили, естественно). Может тянуть руку, даже если не знает ответа на вопрос.
- Ревнует друзей. Друг звездного не может иметь других друзей, кроме него, а если все же смотрит «налево», то сразу перестает быть другом. Никаких «я дружу с тобой и с Катей» – исключительно со мной. И без Кать!
- Не любит оставаться с собой наедине, потому что постоянно нужна «публика».
- Учится средне, потому что не всегда понимает глубокие связи между явлениями. Это не нужно ему: важно ухватить «по верхам», чтобы уметь деловито вставить нужную фразу в нужное время и, конечно, привлечь внимание.
- Буквально фонтанирует энергией, поэтому быстро устает. Чтобы восстановить ресурс, звездному нужно больше перерывов, чем увлеченному творческому или «терминатору» правильному.
- Тяжело переживает неудачи, потому что считает, что счастливым может быть только на первых местах и с золотыми медалями.
- Всегда видит причину поражений в других. Критического отношения к себе у звездного просто нет.
Как сосуществовать?
Единственный способ быть в поле зрения звездного – стать его фан-группой (и под этим «прикрытием» потихоньку вводить правильные ценности). Как видим, звездному ребенку важнее казаться, а не быть, поэтому родителям приходится медленно возвращать его в реальную жизнь, где не всегда случаются первые роли и золотые медали. Важно учить ребенка упорству, самоконтролю, терпению – не криком, а примером, через поддержку («так у нас не получилось – давай попробуем вот так»). Также важно создавать для ребенка ситуацию успеха, чтобы он чувствовал себя значимым, важным, чтобы понимал, что все школьные усилия не зря.
Дружелюбный ребенок
Как распознать?
- Добрый, милый, бесконечно общительный, эмпатичный, готовый прийти на помощь в любую минуту.
- Надежный друг.
- Много смеется (по-доброму, без сарказма), виртуозно умеет разрядить накаленную обстановку.
- Не гонится за успехом, хотя обладает часто выдающимися способностями, отказывается от роли лидера.
- Учится хорошо, старается, но не для оценки или похвалы учителя, а для себя – для души.
- Тяжело переживает разлад в коллективе – в классе или семье. Ему невыносимо находиться в обстановке, когда кто-то в ссоре, потому что высокая эмпатия позволяет дружелюбному понять и принять («прочувствовать») сторону обоих участников конфликта.
Как сосуществовать?
Дружелюбные дети очень чувствительные, потому при малейшем конфликте они нередко уходят в себя, ими овладевают упаднические настроения. В этой ситуации бесполезны нотации, поучения и строгость – нужна бесконечная эмпатия, поддержка, плечо в стиле «мы вместе, мы сможем, мы преодолеем».
Такие разные…
Как и в ситуации с другими классификациями, чаще всего встречаются не точные типы, а их смешение. Например, творческий ребенок может быть еще и дружелюбным, а правильный запросто «грешит» звездностью.
Кстати, ведь и родителей можно классифицировать по этому типу. Например, я – творческий родитель с элементами правильного, а мне достался 100% звездный ребенок. Это важно знать, чтобы не просто сосуществовать или жить, а наслаждаться жизнью. Мой творческий компонент в ответ на звездные выпады ребенка говорит «расслабься, оставь, само пройдет». Правильный же повторяет «нужны правила, нужна дисциплина, никуда без строгости». А в это время звездный ребенок требует иного подхода – поддержки, «фан-группы». Иными словами, ни правильная, ни творческая часть меня не угадали.
Но следует учесть, что это ни в коем случае не настоятельная рекомендация для родителей, а просто направление, в котором нужно двигаться, думать, смотреть. А это уже много – знать, куда смотреть и двигаться.