Эмоция дня

Мысли вслух

Три стиля развития ребенка как подспорье в обучении

В психологии существует теория трех стилей развития ребенка. Согласно ей, всех детей можно разделить на три группы с учетом устойчивости их внимания, активности, физических способностей, скорости мышления. У этих групп забавные названия – бегуны, пешеходы и прыгуны. Представители групп не только различаются в повседневной жизни, но также имеют особенности в обучении, что важно учитывать, чтобы добиться успеха.

Бегуны: быстрее, выше, сильнее

Какие они?

Активные, шустрые, любознательные, схватывающие все на лету. Бегунам интересно все на свете – более того, они легко усваивают материал. Достаточно один раз показать-рассказать, как писать сочинение, собирать авиамодель или вязать, они уже рвутся в бой. Бегуны не боятся ошибаться: обычно им хватает пары самостоятельных попыток, чтобы научиться что-то делать действительно хорошо.

Они легко переносят нагрузки, могут ходить в пять кружков с совершенно разной тематикой – и при этом «гореть», не уставать.

Бегуны – превосходные лидеры. Такой ребенок с легкостью справится, к примеру, с обязанностями старосты класса.

Как обучать?

Может создаться впечатление, что бегуны превосходно справляются самостоятельно. Это так – но только на последующих этапах: в самом начале им нужна помощь взрослого, заданное «направление».

Бегуны не боятся задачек со звездочкой, поэтому им запросто можно предлагать задания потруднее. Кроме того, они оценят креативные задачи, которые предлагают найти различия и сходства, строить маршруты, разгадывать загадки.

Пешеходы: размеренность и сосредоточенность

Какие они?

Если на бегуны «бегут», то пешеходы… вообще бегать не любят! Им по душе спокойный, размеренный темп работы. Они любят дотошно изучать детали, обдумывать сотни разных точек зрения, «препарируют» любую задачу. Они никогда не спешат, делают все максимально старательно, благодаря чему всегда на хорошем счету в школе. Усидчивы, сконцентрированы, трудолюбивы.

Как обучать?

Если бегунам родитель задает направление, то для пешехода он становится полноценным проводником. Родителю необходимо очертить цель, обозначить результаты, проложить поэтапный маршрут – логичный, без резких скачков и рывков.

Как правило, у пешехода всегда есть свой график, которого он и придерживается. Обычно такие дети строго следят за своим расписанием.

В обучении пешеходам важна не только последовательность, но и глубина изучения темы. Они не любят скакать с одной книжки на другую. Зато обсудить прочитанную книгу, ответить на вопросы по ней или даже пройти викторину – это пешеход точно оценит.

Пешеходам нравятся творческие задачи (например, дорисовать часть изображения, придумать сюжет), а также ролевые сценарии. Такие дети охотно примеряют на себя роли людей разных профессий – врача, учителя, журналиста, парикмахера.

Прыгуны: и то, и другое, и третье!

Какие они?

Активные, но спонтанные, авантюрные, творческие. Такие дети часто получают от учителей замечания, потому что дисциплина и самоорганизация – не их сильная сторона. Если предмет им неинтересен, они даже не посмотрят в его сторону. Но если тема зацепила, они могут мгновенно найти супернеординарное решение и увидеть те взаимосвязи между явлениями, о которых другие даже не догадываются.

Как обучать?

Очевидно, что неорганизованному прыгуну, который вечно в творческом поиске, будет сложно хорошо учиться без навыков самодисциплины. Поэтому натренировать их – ключевая задача взрослого. Конечно, прыгунам не понравятся Ваши вечные понукания, но если креативно подойти к вопросу, они это оценят. К примеру, можно нарисовать огромное расписание на ватмане и украсить его наклейками и стикерами. Или использовать магнитную доску с картинками и забавными напоминалками.

Из-за того что прыгуны часто отвлекаются, они не на особо хорошем счету у учителей. В какой-то момент ребенку может даже показаться, что учитель его не принимает, не может адекватно оценить. Тут в игру должны вступить родители. Да, Вам нужно приготовиться к тому, что организация прыгуну будет даваться сложно, поэтому так важно отмечать даже крошечный прогресс.

Психологи считают, что лучше всего способности детей-прыгунов раскрываются в заданиях и играх соревновательного характера.

Когда знаешь особенности своего ребенка, гораздо проще подходить к организации образовательного процесса. Но при этом важно также не забывать об отдыхе. Бегуны могут ходить хоть в 20 кружков, поэтому родителю время от времени придется их «притормаживать», чтобы не забыли отдохнуть. Пешеходы способны так сильно увлечься одной темой, что буквально зависнут на ней. Чтобы жизнь такого ребенка была насыщенной и яркой, ему нужно хобби, предусматривающее сочетание интересов и общения. А вот прыгунам важно, чтобы у них было достаточно времени для путешествий по собственной фантазии. Это здорово, но придется проследить за тем, чтобы ребенок не полностью выпадал из реальности и придерживался хотя бы какого-то расписания.

Все получится – вопрос лишь в умении найти подход.

Мысли вслух